Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Руднянский исторический музей»
Версия для слабовидящих

Авиаполк "Нормандия-Неман"

ПРОЕКТ "ЖИВАЯ ПАМЯТЬ". "НОРМАНДИЯ-НЕМАН НА РУДНЯНСКОЙ ЗЕМЛЕ".

25.05.2020

У д.Дубровка стоит скромный памятник, а рядом с ним поле, расстилающееся до дальней кромки леса: ровное, просторное, широкое... Что же это за место, куда привозили роскошные букеты цветов из самого Парижа? На памятном знаке укреплена табличка с надписью: "Здесь в 1944 г. дислоцировался французский авиационный полк "Нормандия-Неман". Ровно 76 лет назад, 25 мая 1944 года, полк "Нормандия-Неман" поднялся с тылового аэродрома, во главе с генералом Г.Н.Захаровым и перебазировался на фронтовой аэродром Дубровка Руднянского района. 

Ровно 76 лет назад, 25 мая 1944 года, полк "Нормандия-Неман" поднялся с тылового аэродрома, во главе с генералом Г.Н.Захаровым и перебазировался на фронтовой аэродром Дубровка Руднянского района. Состав французского авиаполка в то время был самым большим за время пребывания на советско-германском фронте. Во главе эскадрильи стояли опытные офицеры, прошедшие хорошую фронтовую закалку в боях 1943 года и дополнительную тренировку зимой и весной 1944 года в Туле. Командир полка подполковник П. Пуйяд делал все возможное, чтобы полк стал наиболее боеспособным. Совсем рядом шли бои. Меньше двух десятков километров отделяло аэродром от линии фронта. И краснозвездные машины с яркой молнией по бокам летели отсюда на помощь нашим войскам. Сюда они возвращались. И разлеталась весть о новых сбитых фашистских машинах. Ждали их возвращения не только боевые товарищи, но и жители окрестных деревень: "Наши летят! Камерады!". Авиаполк "Нормандия-Неман" дислоцировался в Руднянском районе 50 дней. Легендарный полк отмечен Советским правительством орденами Красного Знамени и Александра Невского. Высокими наградами были отмечены и летчики. А четверо из них удостоены звания Героя Советского Союза.

В популярной песне о боевом содружестве советских и французских летчиков из полка "Нормандия-Неман" есть такие проникновенные слова:
"В небесах мы летали одних,
Мы теряли друзей боевых,
Ну а тем, кому выпало жить,
Надо помнить о них и дружить".

Следующие несколько публикаций в рамках проекта "ЖИВАЯ ПАМЯТЬ" мы посвятим летчикам прославленного авиаполка. Следите за новостями!

 


ПРОЕКТ "ЖИВАЯ ПАМЯТЬ". "НОРМАНДИЯ-НЕМАН НА РУДНЯНСКОЙ ЗЕМЛЕ".

28.05.2020

С 25 мая до 15 июля 1944 года на  аэродроме Дубровка Руднянского района дислоцировался авиаполк "Нормандия-Неман".

В рамках проекта "Живая память" рассказываем о летчиках легендарного авиаполка, героически проявивших себя в этот период.

ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ МАРСЕЛЬ ЛЕФЕВР (17.03.1918-5.06.1944). 3-ю авиационную эскадрилью возглавлял капитан Марсель Лефевр, молодой, но уже опытный летчик. Летное образование он получил на юге Франции в г. Истр, где некоторое время был инструктором, обучая молодых летчиков. Война, а затем капитуляция Франции застали его в Северной Африке. Не задумываясь, он перелетел в Гибралтар, а оттуда в Англию, чтобы принять участие в отражении налетов немецкой авиации. Как настоящий патриот Франции, он всей душой ненавидел фашизм и поэтому не случайно оказался одним из первых в составе эскадрильи "Нормандия".

      

Лефевра часто можно было видеть среди русских летчиков 303-й истребительной авиадивизии. То он спрашивал, как лучше вести бои с немецким истребителем "Фокке-Вульф-190", то интересовался тактикой группового воздушного боя или техникой выполнения той или иной фигуры высшего пилотажа на самолете Як-9. Прямой по характеру, вежливый и скромный, он пользовался в полку большим уважением. Всегда рвавшийся в бой, Лефевр не пропустил почти ни одного из всех боевых заданий, которые выполнялись "Нормандией". Особенно ему нравились воздушные бои, проводимые совместно с летчиками 18-го гвардейского истребительного авиационного полка.

Обладая ораторскими способностями и умея правильно оценивать происходящие события, Лефевр был в эскадрильи нештатным политическим наставником. За победы, одержанные в боях 1943 года Лефевр был награжден двумя советскими орденами.

В середине дня 28 мая 1944 г. группа "яков" во главе с Пуйядом совершала очередной облет района Витебска, который к тому времени был еще занят немецко-фашистскими войсками. Пройдя первую половину маршрута, Лефевр, следовавший в этой группе, заметил падение давления бензина, мотор начал давать перебои, и командир 3-й эскадрильи вынужден был покинуть боевой порядок группы и направиться на свой аэродром под прикрытием летчика Франсуа де Жоффра.

Запас высоты и скорости позволял дотянуть до своей базы. С ходу Лефевр пошел на посадку, выпустив шасси и щитки. На планировании он успел передать по радио: "Я весь в бензине..." Положение было опасным.

Однако самолет его приземлился и, заканчивая пробег, стал отворачивать влево. В таких случаях обычно выключают зажигание еще на планировании, но Лефевр, видимо, этого не сделал. Вместо того, чтобы немедленно покинуть самолет, он решил отрулить с посадочной полосы. Это была его роковая ошибка. Как только самолет развернулся на 90 градусов, в кабине вспыхнули скопившиеся пары бензина. Огромные клубы дыма и огня взметнулись вверх. Охваченный пламенем, Лефевр вывалился из кабины и  покатился по земле, пытаясь сбить с себя огонь. От пожара на самолете стали рваться патроны. Пренебрегая опасностью, советские механики подбегали к горящему летчику. Они быстро накрыли его куртками и погасили пламя. Но...Лефевр уже не в силах был сам подняться на ноги, одежда почти полностью сгорела, летчик получил очень сильные ожоги. Подоспевшие врачи во главе с капитаном Лебединским осторожно положили его на носилки и унесли в батальонный лазарет. Во второй половине дня транспортный самолет доставил Лефевра в Москву. В течение семи дней лучшие врачи московского авиационного госпиталя в Сокольниках боролись за жизнь замечательного французского летчика, но нельзя было ничего сделать. 5 июня 1944 года Лефевр умер. Смерть вырвала из боевого коллектива летчиков полка "Нормандия" бесстрашного и храброго воина, одного из лучших командиров эскадрильи.

М. Лефевр был похоронен в Москве на Введенском кладбище, а после воины его прах был перевезен во Францию и захоронен на родине героя в г.Анделис близ Руана. Имя этого бесстрашного летчика, на боевом счету которого было уже 11 сбитых самолетов влага, навечно зачислено в списки одного из авиационных полков советских ВВС. За героизм и мужество, проявленные в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, Марселю Лефевру присвоено звание Героя Советского Союза.


ПРОЕКТ "ЖИВАЯ ПАМЯТЬ". "НОРМАНДИЯ-НЕМАН НА РУДНЯНСКОЙ ЗЕМЛЕ".

10.06.2020

С 25 мая до 15 июля 1944 года на  аэродроме Дубровка Руднянского района дислоцировался авиаполк "Нормандия-Неман". В рамках проекта "Живая память" продолжаем рассказывать о летчиках легендарного авиаполка, которые побывали в 1944 г. на нашей Руднянской землеФрансуа де Жоффр  (de Geoffre Francois) - ведомый Марселя Лефевра, о котором мы рассказывали в прошлый раз. Судьба Франсуа де Жоффра очень интересна. Подробно о своем боевом пути в составе эскадрильи "Нормандия-Неман" он написал в своей книге. Правдиво и душевно пишет он о своих друзьях, о их подвигах, с теплотой и сердечностью отзывается о советских авиаторах, которые относились к французским соратникам как к родным братьям, оказывали им помощь, делились с ними всем, и прежде всего главным — боевым опытом, искусством побеждать. 

      

Барон Франсуа де Жофр де Шабриньяк родился 8 августа 1917 года в Париже. Он получил свои «крылышки» в возрасте 17 лет. До войны увлекался спортом, был чемпионом Франции по лыжам среди студентов. Затем поступил на службу в ВВС, но в момент начала войны был ещё старшим капралом, проходил подготовку в нескольких учебных заведениях. В январе 1944 года прибыл в Россию, в состав полка "Нормандия — Неман", будучи аспирантом. Молодой, задорный, острый на язык Франсуа де Жоффр, как и многие из вновь прибывших пилотов, утверждал, что имеет приличный налёт. И ему поверили. В одном из тренировочных полётов на Як-9, в паре с Лефевром, попал в снегопад. Срочно развернувшись, лётчики пошли на посадку. И Франсуа «приземлился» прямо на Ла-5, выруливающий на старт. Оба пилота чудом остались живы. Этот эпизод подробно описан в его книге. Со временем де Жоффр набрался опыта и стал одним из сильнейших лётчиков полка. Марсель Лефевр не раз отмечал исключительную осмотрительность Франсуа, который всегда своевременно информировал его обо всём происходившим вокруг. Летая на самолёте Як-9 де Жоффр одержал 2 подтверждённые и 1 неподтверждённую победу.

О своем приезде в дубровку летчик вспоминал: "В Дубровке нас разместили в избах. Мы спим на деревянных кроватях, кое-как приспособив наши спальные мешки. Столовая весьма неплохая, а для нас это играет немаловажную роль. Она также находится в избе, похожей на все белорусские избы, внутри стены ее украшены трогательными приветственными надписями: "Добро пожаловать, "Нормандия"! Слава отважным французским летчикам, которые вместе с Красной Армией громят проклятого врага!".

Затем полк отправился в тыл для перевооружения на Як-3. За первые 3 месяца 1945 года он сбил ещё 5 самолётов (3 из них — в группе), последняя победа, одержанная им 26 марта, не была подтверждена.

В один из последующих дней, при налёте на аэродром Пиллау, самолёт младшего лейтенанта де Жоффра был подбит огнём зенитной артиллерии, а затем добит парой "Фоккеров". Выпрыгнув с парашютом он приземлился в ледяную воду залива Фриш-гаф, в 2 — 3 км от берега. Собрав все свое силы, он плыл к берегу под обстрелом с берега и с воздуха. Вскоре обнаружил плавающий на воде большой деревянный брус и, обхватив его обеими руками, продолжил свой путь к спасению.

Более 10 часов продолжалось это плавание в ледяной воде. К вечеру де Жоффр добрался до берега и в полубессознательном состоянии был подобран солдатами 296-го стрелкового полка, во главе с комбатом капитаном Г. Назарьяном. Это было чудесное спасение. Вернувшись во Францию, отважный француз решил обязательно написать обо всём, что навек породнило лётчиков «Нормандии» с Советским Союзом. В начале 1950-х годов во Франции вышла замечательная книга «Нормандия — Неман», автором которой был Франсуа де Жоффр (вскоре она была переведена и на русский язык).

Общий итог его боевой деятельности в составе полка «Нормандия», различными источниками, трактуется по разному — от 7 до 11 побед. Точных данных нет. По окончании войны де Жоффр уволился из ВВС и поступил на работу в «Эр — Франс» в качестве гражданского пилота. В 1948 году совершал коммерческие рейсы в Индокитае, а ещё через 2 года работал в Южной Америке — доставлял по воздуху снаряжение для алмазоискателей. Умер в Аликанте (Испания) 1 июля 1970 года.


ПРОЕКТ "ЖИВАЯ ПАМЯТЬ". "НОРМАНДИЯ-НЕМАН НА РУДНЯНСКОЙ ЗЕМЛЕ".

18.06.2020

С 25 мая до 15 июля 1944 года на  аэродроме Дубровка Руднянского района дислоцировался авиаполк "Нормандия-Неман". В рамках проекта "Живая память" рассказываем о летчиках легендарного авиаполка, которые побывали в 1944 г. на нашей Руднянской земле. Предлагаем вспомнить о командире легендарного авиаполка "Нормандия-Неман" в период пребывания на Руднянской земле. Пьер Пуйяд – французский военный лётчик и политик, бригадный генерал авиации. 

9 июня 1943 года с группой французских летчиков Пьер Пуйяд прибыл в СССР в расположение эскадрильи "Нормандия". В "Нормандии" он быстро прижился, пришёлся всем по душе. Это был чрезвычайно целеустремлённый человек с открытой душой и прямым честным взглядом.
17 июля 1943 года не вернулся из боевого вылета командир полка Жан Тюлян. Это был большой удар по полку, по летчикам, по их моральному состоянию. Французы – прекрасные пилоты, сильные в пилотаже, но азартные, дерзкие, увлекающиеся боем, никак не могли освоить тактику группового боя и часто становились легкой целью для тактически грамотных пилотов люфтваффе. Человека, способного заменить прекрасного пилота, лидера "Нормандии", аса Жана Тюляна, а главное – привить французским пилотам тактику группового боя, взаимодействия, долго искать не пришлось. Командиром был назначен старый товарищ Жана Тюляна, учившийся с ним еще в летном училище, майор Пьер Пуйяд. К тому времени ему было 32 года.
      
9 июня 1943 года с группой французских летчиков Пьер Пуйяд прибыл в СССР в расположение эскадрильи "Нормандия". В "Нормандии" он быстро прижился, пришёлся всем по душе. Это был чрезвычайно целеустремлённый человек с открытой душой и прямым честным взглядом.
17 июля 1943 года не вернулся из боевого вылета командир полка Жан Тюлян. Это был большой удар по полку, по летчикам, по их моральному состоянию. Французы – прекрасные пилоты, сильные в пилотаже, но азартные, дерзкие, увлекающиеся боем, никак не могли освоить тактику группового боя и часто становились легкой целью для тактически грамотных пилотов люфтваффе. 
Человека, способного заменить прекрасного пилота, лидера "Нормандии", аса Жана Тюляна, а главное – привить французским пилотам тактику группового боя, взаимодействия, долго искать не пришлось. Командиром был назначен старый товарищ Жана Тюляна, учившийся с ним еще в летном училище, майор Пьер Пуйяд. К тому времени ему было 32 года. Именно он упорно, упрямо, понимая как важно взаимодействие в бою, натаскивал пилотов "Нормандии", прививая им навыки группового боя, новую тактику, принципы организации и взаимодействия в бою – особенно новичкам. 
Под руководством Пьера Пуйяда подготовка пилотов Нормандии пошла совсем иначе. Тактика группового боя, великолепные истребители Як-3, тщательно прививаемая Пуйядом дисциплина, наложенная на французский темперамент, азарт и мастерство, дали отличный результат.
Вернувшись на фронт после пополнения в 1944 году (а как раз в это время, с 25 мая по 15 июля 1944 г., они находились на аэродроме Дубровка Руднянского района), полк "Нормандия" стал одной из лучших частей ВВС, что было отмечено в приказе Верховного главнокомандования. Лично П.Пуйяд в мае 1944 года одержал 2 победы, одна, правда, не была подтверждена.
Всего же, за время пребывания на Советско — Германском фронте, Пьер Пуйяд одержал 6 официальных побед (4 из них — в составе группы) и одну неподтверждённую. 28 октября полку "Нормандия" было присвоено название "Неманский" – так и появилось привычное нам название "Нормандия - Неман". Но командир полка Пьер Пуйяд за день до этого сдал командование полком своему заместителю Луи Дельфино и уехал в Москву, а оттуда во Францию.
После войны Пьер Пуйяд продолжил службу в рядах французских ВВС. С 1 декабря 1955 года получил звание бригадного генерала. В 1956 году вышел в отставку. Имел на своем счету 4500 часов полётов, в том числе 286 часов в 178 боевых вылетах в военное время. Бригадный генерал ВВС Франции Пьер Пуйяд за время боев Второй мировой войны сбил точно 6 и возможно еще 2 самолета противника.  Дважды, 1973 и в 1978 годах, Пьер Пуйяд приезжал в Дубровку, посещал Руднянскую среднюю школу №1, а в 1978 г. – музей. 
Умер 5 сентября 1979 года.
ПРОЕКТ "ЖИВАЯ ПАМЯТЬ". "НОРМАНДИЯ-НЕМАН НА РУДНЯНСКОЙ ЗЕМЛЕ".

15.07.2020

15 июля 1944 года погибли французский летчик авиаполка "Нормандия-Неман" Морис де Сейн (фр. Maurice de Seynes) и его механик старшина Владимир Белозуб.

Морис де Сейн родился в Париже в аристократической семье. После окончания общеобразовательной школы в 1936 году поступил в авиационную школу, получил лицензию военного летчика. Во время Второй мировой войны добровольцем воевал в авиационном полку "Нормандия-Неман" на территории Советский Союз. За время войны французские летчики крепко сдружились с советскими механиками. Лучшим примером такой дружбы была дружба между Владимиром Белозубом и Морисом де Сейном, которого в полку называли "отважным Морисом". Серьезный, сдержанный молчун Владимир из села Покровское в Днепропетровской области и остроумный, с открытой душой Морис, аристократ из Парижа были боевыми побратимами, вместе делили радости и невзгоды фронтовой жизни, вместе боролись против ненавистного врага и вместе погибли, пытаясь спасти друг другу жизнь. У них был совместный истребитель "Як-3". Владимир готовил боевую технику к вылетам. Морис бил из неё врага. Самолет никогда не подводил Мориса, потому что каждый узел, каждый механизм были отрегулированы наилучшим образом.

В письме домой Владимир Белозуб просил: "Не найдете ли вы у кого французский учебник — очень нужен". И тепло рассказывал о своем друге де Сейне. "Когда вернусь, расскажу вам про своего французского друга Мориса де Сейна. Он лихо бьет фашистов. А на досуге мы учим друг друга грамоте: он меня — французскому, а я его — русскому..."

В единственном письме, посланном через верных друзей в оккупированный Париж, де Сейн писал маме: "Я зову его философ — Владимир чуть старше меня. Он ждет моего возвращения нетерпеливо, как и ты, мама. Но к нему я возвращаюсь чаще, чем к тебе, даже в моих мечтах о доме, иногда не один и не два раза в день. И в этом пока мое счастье. Когда я сплю и вижу тебя, он не знает ни сна и ни отдыха, он в это время делает все, чтобы я еще раз вернулся. Какой это мастер, какой это парень! Ты его увидишь, мама".15 июля 1944 года полк перебазировался с аэродрома с. Дубравка Смоленской области до городка Микунтани (Литва). Каждый летчик брал на борт и своего механика. Полет проходил на низкой высоте, чтобы не встретиться с вражескими истребителями. В тот день Морис впервые поднялся в воздух вместе с Владимиром, чтобы перелететь на новый аэродром, ближе к линии фронта. И в воздухе вражеские пули попали в бензобак, мотор. Морис мог спастись, выпрыгнув с парашютом из поврежденного истребителя, но в кабине сидел Владимир и у него парашюта не было. Испарения бензина сжимали горло, пекли глаза. Морис потерял ориентиры и управление полетом. С земли одна за другой поступали категорические требования сначала французского майора Дельфино, а затем советского инженера Агавельяна: Приказ командования: "Прыгайте. Капитан де Сейн, немедленно покиньте самолет! Прыгайте! Немедленно прыгайте!" Но это был единственный случай, когда маркиз де Сейн не подчинился приказу. Он не выпрыгнул, не оставил друга. До последнего делал все возможное, чтобы посадить самолет. Не удалось. Последний раз набрав высоту, самолет пошел по прямой. Самолет долго шел по прямой, но летчик не прыгал. Морис решил погибнуть, но не оставить боевого товарища, жизнь которого находилось в его руках. Самолет ударился о землю и исчез в огромных вспышках пламени…

Яркой звездой вспыхнули два молодых сердца в руднянском небе, озарив наши сердца. А сердца матерей скажут потом:

Тереза де Сейн: "У него была возможность выбора, он мог остаться в живых, но мой сын поступил правильно. Я бы не хотела, чтобы он поступил иначе...".

Елена Семеновна Белозуб: "У меня был один сын. Теперь у меня их два".

...В далеком Париже у сестры погибшего Мориса де Сейна уже вырос сын Володя, названный так в честь фронтового друга ее брата. Руднянские школьники вели переписку с мадам де Сейн, матерью Мориса. Летчики прославленного полка "Нормандия—Неман" не раз приезжали в Рудню, были в Дубровке.

Легендарный полк "Нормандия-Неман" был отмечен Советским правительством орденами Красного Знамени и  Александра Невского. Высокими наградами были отмечены и летчики. А четверо из них удостоены звания Героя Советского Союза.


 

 

Руднянский исторический музей

Тел.: +7 (48141) 5-07-66
Электронная почта: muzeum2014@yandex.ru


НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА



Анонсы мероприятий и
выставок

НОЯБРЬ




















 

 

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Руднянский исторический музей», 2024

 

Web-canape — создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика

Главная | Карта сайта | Интернет-приемная

Адрес: 216790, Смоленская обл., г.Рудня, ул.Киреева, д.48-а
Телефон: +7 (48141) 4-22-41
E-mail: muzeum2014@yandex.ru