• Главная
  • Выставочный проект ПАРАД КОЛЛЕКЦИЙ

Выставочный проект ПАРАД КОЛЛЕКЦИЙ

 

Выставочный проект

ПАРАД КОЛЛЕКЦИЙ

"МИР ЧЕРЕЗ ОБЪЕКТИВ".

30 ноября 2016 года, для учащихся 10 и 11 классов РСШ №1, в рамках музейного проекта «Парад коллекций», была показана  коллекция фототехники под названием "Мир через объектив".

В ходе мероприятия присутствующие познакомились с историей развития фотографического дела, а также моделями фотоаппаратов, хранящихся в фондах Руднянского  исторического музея.

Среди них малоформатные фотоаппараты «ФЭД-3», «Зенит», «Вилия», «Эликон-4», среднеформатная клапп-камера «Арфо-3», полуформатный фотоаппарат «Чайка-3», фотоаппарат одноступенного фотопроцесса Polaroid 636 Closeup.

Менее двух столетий отделяют нас от того дня, когда впервые созданные фотоснимки стали сенсационными – сложно было предположить тогда, что очень скоро фотоаппарат ожидает интересная, богатая и необычная история создания и развития. С ней связаны такие имена, как Ньепс, Дагер, Тальбот. Первые неисчезающие изображения с помощью камеры-обскуры были получены Жозефом Ньепсом в 1826 году. Первый в мире гелиографический снимок Ньепса, сделанный с натуры в 1826 году, это вид из окна его мастерской.
В историю мировой науки и искусства 1839 год вошёл, как год изобретения фотографии. После 11 лет кропотливых исследований Дагеру удалось получить первые фотографии. В 1839 году Дагер представил процесс получения дагерротипа Французской академии наук. После этого его имя и его технология стали известны во всем мире.
Главным вкладом Тальбота в историю развития фотографии является изобретение негатива. В 1833 начал работу приведшую его к изобретению фотографического процесса. В 1834 изобрел светочувствительную бумагу. Затем он «скомбинировал» камеру-обскуру с микроскопом с естественной подсветкой и получил позитивный фотоотпечаток с негатива.
В 1843 Тальбот впервые осуществил позитивную печать с увеличением.
1861год. Фотограф из Англии Т. Сэттон изобрел первый фотоаппарат с единым зеркальным объективом. Томас Сэттон сделал и первую цветную фотографию, Решено было сфотографировать бант, повязанный из трёхцветной ленты, помещённый на фоне чёрного бархата. 
В истории фотографии закрепляется и имя Джорджа Истмана Кодака, который запатентовал первую фотопленку в виде рулона, а потом и фотокамеру "Кодак", сконструированную специально для фотопленки. Название "Kodak" стало брэндом будущей крупной компании. 
- Вы нажимаете кнопку затвора, а мы делаем все остальное -
это был слоган для рекламы первых фотоаппаратов "KODAK", которую придумал Джордж Истман - основатель компании "KODAK".
Первый фотоаппарат в котором используется пленка 35 мм, взятая из кинематографа. Теперь можно было получать небольшие негативы, просматривая  их, затем выбирать наиболее подходящие для печатания крупных фотографий. Спустя 2 года фотоаппараты фирмы "Leica" запускаются в массовое производство.
Фотоаппараты Leica 2 комплектуются отдельным видеоискателем, мощной фокусировочной системой, совмещающие две картинки в одну. Чуть позже в новых фотоаппаратах Leica 3 появляется возможность использования регулировки длительности выдержки. Долгие годы фотоаппараты Leica оставались неотъемлимыми инструментами в области искусства фотографии в мире.
В 1935 году компания "Kodak" выпускает в массовое производство цветные фотопленки "Кодакхром". Но еще долгое время при печати их надо было отдавать на доработку после проявки, где уже накладывались цветные компоненты. В 1942 году "Kodak" запускают выпуск цветных фотопленок "Kodakcolor", которые последующие полвека становятся самыми популярными фотопленками для профессиональных и любительских камер.
Представление о быстрой печати фотографий переворачивают фотокамеры "Polaroid", где фотография печатается мгновенно одним нажатием. Достаточно было просто подождать несколько минут, чтобы на пустом отпечатке начали прорисовываться контуры изображений, а затем проступала полностью цветная фотография хорошего качества. Еще 30 лет универсальные фотоаппараты Polaroid будут занимать ведущие по популярности места в истории фото, чтобы уступить эпохе цифровой фотографии.
1970 и далее - эра цифровой техники.

      


 "ТРИ ВЕКА ИЗ ИСТОРИИ УТЮГА".

18 ноября 2016 годав рамках музейного проекта «Парад коллекций»была показана  коллекция под названием "Три века из истории утюга".      

Учащиеся 5 А класса РСШ №1 познакомились с историей утюга, особенностями его строения в разные периоды времени, а желающие смогли подержать в руках старинные утюги и попробовать прогладить рушник деревянным утюгом, который называется рубинник.

Всего семь типов утюгов изобретено за последние две тысячи лет. Самый первый – «нагревательный», его раскаляли на огне и применяли как средство гигиены. Выглядел он предельно просто: гладкое основание, носик, ручка. Таким этот бытовой предмет просуществовал не одно столетие, однако был крайне не практичным, пачкал вещи и только в петровские времена люди стали применять новый, «угольный» утюг. Внутрь засыпали раскаленный уголь, который давал тепло для разглаживания белья. Но и этот утюг мало удовлетворял потребностям хозяйских домов – глажка белья была настоящей каторгой: дым, грязь, копоть. Вскоре появился утюг с нагревательным элементом. В конце 18 века его сменил «водяной» для накрахмаленных тканей. Затем в конце 19 – начале 20 века появились так называемые «газовые» и «спиртовые» утюги. В 1881 году американец Джон Смит придумал электрический утюг. В 1982 году изобретение было запатентовано и представлено на суд зрителей на выставке в Париже. В 40-50 гг. 20 века появился на свет «паровой» утюг, однако он не мог применяться в домашних условиях и служил исключительно в промышленных целях. Зато электрический утюг хорошо зарекомендовал себя среди домохозяек. Не смотря на то, что первое электрическое приспособление для отглаживания «стрелок» и воротничков недвусмысленно напоминало угольный утюг, в отличие от предшественника имел внутри корпуса два угольных электрода. При включении в сеть возникала электрическая дуга, за счет чего утюг нагревался. Россия никогда не славилась меккой «утюжного дела», самые развитые страны-производители утюгов: Германия, Польша, Швеция, Голландия радовали мир полезными изобретениями.


                        "ВОЕННАЯ ШИНЕЛЬ"

21 октября 2016 года в рамках музейного проекта «Парад коллекций», была показана очередная коллекция под названием "Военная шинель". 

В ходе мероприятия ребята узнали что такое шинель, почему она серого цвета, почему делали из шерстяного сукна? Познакомились с историей появления в 1780 году в Англии шинели, как верхней теплой военной одежды. Она называлась greatcoat и была без рукавов, напоминая плащ-палатку. А в Россию шинель пришла в конце 17 века на замену епанче - так назывался суконный плащ, верхняя одежда армии екатерининских времен. Автором радикальной реформы был Павел I. Тогда шинель и осталась в русской армии.

А вот история появления послереволюционной шинели запутана и полна мифов. Первые отряды Красной гвардии одевались кто во что горазд - главное, чтобы красный бант на одежде или красная лента на головном уборе. Все это отдавало каким-то цыганским разноцветьем, и руководство республики быстро уяснило необходимость единой формы одежды для войск. Ее создание в 1918 году регламентировали сразу три весенних приказа наркома по военным делам.

Утвержденные образцы обмундирования, где наряду с островерхим суконным шлемом (буденовкой), летней рубахой с тремя полосками на груди (цвет - по роду войск) и кожаными лаптями были пехотная и кавалерийская шинели с тремя нашивками на груди, из цветного сукна в соответствии с родом войск. Эти цветные нагрудные клапаны почти сразу отменили - они демаскируют солдата в бою, а воротник и обшлага стали изготавливаться из сукна того же цвета, что и шинель. 

В 1935 году для начальствующего состава вводится двубортная серая шинель, на четырех пуговицах, а для рядового и сержантского состава - однобортная, более грубого сукна и без пуговиц по борту. И примерно в таком виде шинель существовала до конца 20 века, почти без значимых изменений.
 
А вот в российской армии шинели нет. Сейчас это только вид повседневной или парадной формы. Верхняя одежда в полевых и боевых условиях - это куртки и бушлаты. Так что шинель - это уже история, но вспоминать ее добрым словом будут, наверное, еще очень долго.
 

Также ребята смогли увидеть шинели участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Щербакова Василия Самуйловича Героя Советского Союза, уроженца Руднянского района; генерал-майора Данилова Василия Варфоломеевича комиссара 19 гвардейской стрелковой дивизии; генерал-майора Вяземского Константина Михайловича начальника штаба 19 гв. стрелковой дивизии по руководству боевыми действиями, Почетного гражданина г. Рудни; майора Дягилева Кирилла Александровича зам. начальника по политической части 28 отдельной гвардейской танковой бригады. Все шинели были переданы ими в фонды Руднянского исторического музея в 1980-х гг.

      

 


"МИР ЖИВОПИСИ"

28 мая 2016 года в рамках музейного проекта «Парад коллекций», была показана очередная коллекция под названием "Мир живописи", посвященная 105-летию со дня рождения уроженца Руднянского района Заслуженного художника Белорусской ССР Космачева Константина Михайловича.

Ребята из 6 А класса РСШ №1 познакомились с жизнью и творчеством Константина Михайловича Космачева, увидели одну из его картин "Село Микулино", хранящуюся в фондах Руднянского исторического музея. 

Узнали о других художниках, уроженцах Руднянского района, увидели их работы из собрания музея. А богатый иллюстративный ряд сопровождался рассказом о картинах и художниках, об истории создания и формирования коллекции. Живописное собрание музея насчитывает немногим более 25 предметов, но оно разнообразно по сюжетам и жанрам. Коллекция живописи представляет собой значительную историко-культурную ценность, так как иллюстрирует историю Руднянского района на протяжении многих столетий.

А еще ребята увидели работы действующей выставки молодого талантливого художника Кирилла Словохотова под названием "Поэзия живописи"

      


"ИСТОРИЯ ГЛИНЯНОГО ГОРШКА"

 26 ноября 2015 года в рамках музейного проекта «Парад коллекций», была показана очередная коллекция под названием стория глиняного горшка". 

Ребята познакомились с историей гончарного производства, процессом работы с глиной, разновидностями изделий из глины, а также увидели коллекцию глиняной посуды из фондов музея, которая использовалась в быту нашими предками.

Гончарное производство требует не одних рук, поэтому им занимались семьями, и традиции передавались по наследству. Встречались семьи, в которых гончарным ремеслом занимались более трехсот лет. Основные процессы работы с глиной – это ее выбор, добыча, подготовка к работе, формовка изделия, подготовка к обжигу и сам обжиг. Самые распространенные изделия из глины это, глеки, кувшины, медовницы, двоешки, горшки и т.д. Форма горшков возникла не случайно, в древности считалось, что только в горшочках продукты могут прогреться равномерно. Пища, приготовленная в такой посуде, имеет оригинальный вкус. Это объясняется тем, что глина быстро прогревается, отлично накапливает тепло, при этом она его медленно «отдает». Получается, что пища «томится». На Руси в горшках готовили практически все блюда. От глиняного горшка берут начало многие современные виды посуды: кастрюли, контейнеры, супницы, баночки.

      


"ЭПОХИ НА ЦИФЕРБЛАТЕ"

29 октября 2015 годав рамках музейного проекта «Парад коллекций»была показана  коллекция под названием "Эпохи на циферблате".

Ребята услышали рассказ о том, какими часами пользовались в ХХ веке, а также увидели некоторые современные часовые механизмы.

Сегодня практически у каждого человека есть часы. Ведь в наше время часы используют не только для того что бы знать, который час, но и как прекрасный аксессуар. История появления часов насчитывает не одно столетие. Само слово «часы» употреблялось людьми более 700 лет назад, а английское слово «clock» произошло от латинского слова «clocca» — звонок.

Часы прошли длинный путь от солнечных к водяным, от водяным к огневым, от огневых к песочным, от песочных к башенным.

Всего в фондах музея хранится более 17 часовых механизмов. Ребята увидели большую часть коллекции – карманные часы М.А.Егорова, наручные часы "Восток" Шашенкова М.У., настенные и настольные часы марки "Янтарь" и "Маяк", часы с кукушкой, будильники, электронные часы Красильникова Г.И.; услышали рассказ о том, кто подарил музею эти экспонаты.

      


"МУЗЕЙНЫЙ СКАЗ О ПОЛОТЕНЦЕ"

14 августа 2015 года в рамках музейного проекта «Парад коллекций»,  была показана очередная коллекция под названием «Музейный сказ о полотенце» 

Посвящено мероприятие одному из самых ярких образцов декоративно-прикладного искусства в традиционной бытовой славянской культуре – рушникам и полотенцам. Ребята узнали, что на протяжении многих веков рушник, вышитый соответствующими узорами-символами, был неотъемлемым атрибутом многих обрядов, будь то рождение, крестины, свадьба, проводы в дальний путь или ритуалы погребения. В ряде обрядов рушники используются и сегодня. Таким образом, это не просто предмет быта, это изделие символичное и многозначное. Можно смело говорить, что узоры вышитых рушников — это зашифрованная повесть о жизни народа, природе, людях. 

А также были представлены коллекции рушников и полотенец из фондов музея.

      


"НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРЫХ КНИГ"

29 января 2015 года в рамках музейного проекта "Парад коллекций", была показана коллекция под названием "Новая жизнь старых книг". 

Ребята узнали о том, как выглядели книги в различные исторические эпохи, начиная с устной передачи информации "сказителями" и гуслярами к написанию книг на камнях, глиняных плитках, папирусе, пергаменте, бересте и современному книгопечатанию на бумаге.

Во все времена, во всех странах мира люди ценили книги, труд людей, создававших книги, и берегли их, как самые драгоценные сокровища, создавая библиотеки Библиотеки бывают разные - домашние, общественные, государственные, научные и учебные. Каждая - целый дом книг.

Были представлены коллекции книг из фондов музея. В частности, коллекция П.Е. Глазунова; книги, подаренные Герою Советского Союза М.А. Егорову; книга о Ю.А. Гагарине, подаренная Гагаринским молзаводом Руднянскому молочно-консервному комбинату в честь его 50-летия; коллекция учебной литературы, переданная в дар музею преподавателями Руднянского района. Кроме того, была показана одна из самых старых книг музея - карманное Евангелие, а также Книга Почета, в которой представлены выдающиеся работники культуры.

       

 

МБУК Руднянский исторический музей

Тел.: +7 (48141) 4-22-41
Электронная почта: muzeum2014@yandex.ru


Анонсы мероприятий и 

выставок

сентябрь













 



 

 

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Руднянский исторический музей», 2017

 

Web-canape — создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика

Главная | Карта сайта | Интернет-приемная

Адрес: 216790, Смоленская обл., г.Рудня, ул.Киреева, д.48-а
Телефон: +7 (48141) 4-22-41
E-mail: muzeum2014@yandex.ru