• Главная
  • Выставочный проект ПАРАД КОЛЛЕКЦИЙ

Выставочный проект ПАРАД КОЛЛЕКЦИЙ

 

"Свидетели признания заслуг перед Отечеством: ордена и медали военных лет 1941-1945 гг."

21 сентября 2017 года в Руднянском историческом музее для учащихся 8 А класса РСШ №1 состоялось тематическое мероприятие в рамках проекта "Парад коллекций" "Свидетели признания заслуг перед Отечеством: ордена и медали военных лет 1941-1945 гг."

Ребята узнали историю наградной системы СССР, которая начинается 16 сентября 1918 года, когда ВЦИК учредил первый советский орден - орден Красного Знамени РСФСР.  А вот первой советской медалью стала Юбилейная медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»,  учреждённая 24 января 1938 года.

Награды Великой Победы – это полководческие медали и ордена солдатам-освободителям, учреждённые в годы Великой Отечественной войны. За подвиги на войне 11603 человека были удостоены великого звания Героя СССР. Из них 104 это звание получили дважды, а А. И. Покрышкин, И. Н. Кожедуб и Г. К. Жуков – трижды. Советские награды Великой Отечественной войны вручили более чем 7 млн человек. Кроме того, боевые ордена вручались также соединениям, кораблям и отдельным частям Вооруженных Сил. С большим мужеством и самоотверженностью с фашистскими захватчиками сражались и советские подпольщики, партизаны и ополченцы. В ходе этой кровопролитной войны учредили 25 медалей и 12 орденов, которыми награждали не только за боевые заслуги, но и за трудовой подвиг в тылу. Уже в мае 1942 года был учрежден орден Отечественной войны, за которым последовала целая плеяда наград, таких как орден Славы, ордена Александра Невского, Кутузова, Суворова и Ушакова, главный военный орден - орден Победы и многочисленные медали. 

Наградами военного времени стали четыре медали за оборону: «За оборону Ленинграда», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Сталинграда». Все четыре медали имеют одну дату учреждения — 22 декабря 1942 года. Кроме вышеназванных медалей до конца войны было учреждено несколько боевых медалей и одна мирная: Медаль «Партизану Отечественной войны» двух степеней, медали Ушакова и Нахимова, медали «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа», «За оборону Советского Заполярья» . 9 мая 1945 года была учреждена Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», а 6 июня была учреждена медаль для тружеников тыла — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Но на этих наградах военный период не закончился: по ходатайству Народного комиссариата обороны 7 июня 1945 года было учреждено сразу семь медалей — «За взятие Будапешта», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Вены», «За взятие Берлина», «За освобождение Белграда», «За освобождение Варшавы», «За освобождение Праги». 30 сентября того же года была учреждена Медаль «За победу над Японией». Последняя медаль военного периода — «За оборону Киева» — была учреждена 21 июня 1961 года. К военному периоду также относится введение лент к медалям СССР. Ленты изготавливались из муарового шёлка шириной 24 мм и закреплялись на пятиугольных колодках. Исключением являлась лента к медалям «Золотая Звезда» и «Серп и Молот» — она изготавливалась из муарового шёлка красного цвета шириной 20 мм. Тогда же были введены планки для ношения лент без медалей. 7 мая 1965 года медалью «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» была заложена традиция учреждать юбилейные медали к каждому юбилею Победы: юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и т.д.

Ребята узнали, как выглядят некоторые ордена и медали ВОВ, за какие заслуги Родина давала такие награды. И поняли, что каждая такая награда доставалась ценой тяжелого ратного труда, и часто – ценой жизни. Наш долг – сберечь память о подвиге людей старшего поколения, передать эту память детям и внукам. 
      

Коллекция декоративно-прикладного искусства Ефременкова Петра Спиридоновича "МАСТЕР - ЗОЛОТЫЕ РУКИ"

9 июня 2017 года в Руднянском историческом музее для воспитанников летней оздоровительной площадки РСШ №1 состоялось мероприятие в рамках проекта "Парад коллекций" Коллекция декоративно-прикладного искусства Ефременкова Петра Спиридоновича "Мастер - золотые руки".

Ребята услышали рассказ о видах декоративно-прикладного искусства, таких как: вышивка, гончарное производство, ткачество, роспись, народная живопись (лубок), роспись яиц, изделия из стекла, резьба по дереву и т.д. Затем познакомились с жизнью и творчеством участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., педагога, народного умельца Ефременкова Петра Спиридоновича, а также с его коллекцией работ из дерева. 

      


 

 "ЛЕТИ С ПРИВЕТОМ, ВЕРНИСЬ С ОТВЕТОМ"

31 января 2017 года в Руднянском историческом музее для учащихся 9 А класса РСШ №1  состоялось мероприятие в рамках проекта "Парад коллекций" "Лети с приветом, вернись с ответом", посвященное открыткам и их истории.

Открытка — это первоначально открытое письмо, то есть письмо, отправляемое без конверта.  На первых открытках не было рисунка, это были просто листки бумаги с адресом и почтовой маркой на одной стороне и местом для самого письма на другой.

Ребята услышали рассказ об истории появлении открыток, русских дореволюционных открытках, и, конечно же, о многообразии советских открыток. Советские открытки, в большинстве своем, такие добрые и позитивные. К тому же, именно открытки очень ярко отражают свое время. Ведь это отдельный вид искусства, по которому можно проследить, что любили, чем интересовались, что было важным для людей того времени, к которому относится открытк

      


"МИР ЧЕРЕЗ ОБЪЕКТИВ".

30 ноября 2016 года, для учащихся 10 и 11 классов РСШ №1, в рамках музейного проекта «Парад коллекций», была показана  коллекция фототехники под названием "Мир через объектив".

В ходе мероприятия присутствующие познакомились с историей развития фотографического дела, а также моделями фотоаппаратов, хранящихся в фондах Руднянского  исторического музея.

Среди них малоформатные фотоаппараты «ФЭД-3», «Зенит», «Вилия», «Эликон-4», среднеформатная клапп-камера «Арфо-3», полуформатный фотоаппарат «Чайка-3», фотоаппарат одноступенного фотопроцесса Polaroid 636 Closeup.

Менее двух столетий отделяют нас от того дня, когда впервые созданные фотоснимки стали сенсационными – сложно было предположить тогда, что очень скоро фотоаппарат ожидает интересная, богатая и необычная история создания и развития. С ней связаны такие имена, как Ньепс, Дагер, Тальбот. Первые неисчезающие изображения с помощью камеры-обскуры были получены Жозефом Ньепсом в 1826 году. Первый в мире гелиографический снимок Ньепса, сделанный с натуры в 1826 году, это вид из окна его мастерской.
В историю мировой науки и искусства 1839 год вошёл, как год изобретения фотографии. После 11 лет кропотливых исследований Дагеру удалось получить первые фотографии. В 1839 году Дагер представил процесс получения дагерротипа Французской академии наук. После этого его имя и его технология стали известны во всем мире.
Главным вкладом Тальбота в историю развития фотографии является изобретение негатива. В 1833 начал работу приведшую его к изобретению фотографического процесса. В 1834 изобрел светочувствительную бумагу. Затем он «скомбинировал» камеру-обскуру с микроскопом с естественной подсветкой и получил позитивный фотоотпечаток с негатива.
В 1843 Тальбот впервые осуществил позитивную печать с увеличением.
1861год. Фотограф из Англии Т. Сэттон изобрел первый фотоаппарат с единым зеркальным объективом. Томас Сэттон сделал и первую цветную фотографию, Решено было сфотографировать бант, повязанный из трёхцветной ленты, помещённый на фоне чёрного бархата. 
В истории фотографии закрепляется и имя Джорджа Истмана Кодака, который запатентовал первую фотопленку в виде рулона, а потом и фотокамеру "Кодак", сконструированную специально для фотопленки. Название "Kodak" стало брэндом будущей крупной компании. 
- Вы нажимаете кнопку затвора, а мы делаем все остальное -
это был слоган для рекламы первых фотоаппаратов "KODAK", которую придумал Джордж Истман - основатель компании "KODAK".
Первый фотоаппарат в котором используется пленка 35 мм, взятая из кинематографа. Теперь можно было получать небольшие негативы, просматривая  их, затем выбирать наиболее подходящие для печатания крупных фотографий. Спустя 2 года фотоаппараты фирмы "Leica" запускаются в массовое производство.
Фотоаппараты Leica 2 комплектуются отдельным видеоискателем, мощной фокусировочной системой, совмещающие две картинки в одну. Чуть позже в новых фотоаппаратах Leica 3 появляется возможность использования регулировки длительности выдержки. Долгие годы фотоаппараты Leica оставались неотъемлимыми инструментами в области искусства фотографии в мире.
В 1935 году компания "Kodak" выпускает в массовое производство цветные фотопленки "Кодакхром". Но еще долгое время при печати их надо было отдавать на доработку после проявки, где уже накладывались цветные компоненты. В 1942 году "Kodak" запускают выпуск цветных фотопленок "Kodakcolor", которые последующие полвека становятся самыми популярными фотопленками для профессиональных и любительских камер.
Представление о быстрой печати фотографий переворачивают фотокамеры "Polaroid", где фотография печатается мгновенно одним нажатием. Достаточно было просто подождать несколько минут, чтобы на пустом отпечатке начали прорисовываться контуры изображений, а затем проступала полностью цветная фотография хорошего качества. Еще 30 лет универсальные фотоаппараты Polaroid будут занимать ведущие по популярности места в истории фото, чтобы уступить эпохе цифровой фотографии.
1970 и далее - эра цифровой техники.

      


 "ТРИ ВЕКА ИЗ ИСТОРИИ УТЮГА".

18 ноября 2016 годав рамках музейного проекта «Парад коллекций»была показана  коллекция под названием "Три века из истории утюга".      

Учащиеся 5 А класса РСШ №1 познакомились с историей утюга, особенностями его строения в разные периоды времени, а желающие смогли подержать в руках старинные утюги и попробовать прогладить рушник деревянным утюгом, который называется рубинник.

Всего семь типов утюгов изобретено за последние две тысячи лет. Самый первый – «нагревательный», его раскаляли на огне и применяли как средство гигиены. Выглядел он предельно просто: гладкое основание, носик, ручка. Таким этот бытовой предмет просуществовал не одно столетие, однако был крайне не практичным, пачкал вещи и только в петровские времена люди стали применять новый, «угольный» утюг. Внутрь засыпали раскаленный уголь, который давал тепло для разглаживания белья. Но и этот утюг мало удовлетворял потребностям хозяйских домов – глажка белья была настоящей каторгой: дым, грязь, копоть. Вскоре появился утюг с нагревательным элементом. В конце 18 века его сменил «водяной» для накрахмаленных тканей. Затем в конце 19 – начале 20 века появились так называемые «газовые» и «спиртовые» утюги. В 1881 году американец Джон Смит придумал электрический утюг. В 1982 году изобретение было запатентовано и представлено на суд зрителей на выставке в Париже. В 40-50 гг. 20 века появился на свет «паровой» утюг, однако он не мог применяться в домашних условиях и служил исключительно в промышленных целях. Зато электрический утюг хорошо зарекомендовал себя среди домохозяек. Не смотря на то, что первое электрическое приспособление для отглаживания «стрелок» и воротничков недвусмысленно напоминало угольный утюг, в отличие от предшественника имел внутри корпуса два угольных электрода. При включении в сеть возникала электрическая дуга, за счет чего утюг нагревался. Россия никогда не славилась меккой «утюжного дела», самые развитые страны-производители утюгов: Германия, Польша, Швеция, Голландия радовали мир полезными изобретениями.


                        "ВОЕННАЯ ШИНЕЛЬ"

21 октября 2016 года в рамках музейного проекта «Парад коллекций», была показана очередная коллекция под названием "Военная шинель". 

В ходе мероприятия ребята узнали что такое шинель, почему она серого цвета, почему делали из шерстяного сукна? Познакомились с историей появления в 1780 году в Англии шинели, как верхней теплой военной одежды. Она называлась greatcoat и была без рукавов, напоминая плащ-палатку. А в Россию шинель пришла в конце 17 века на замену епанче - так назывался суконный плащ, верхняя одежда армии екатерининских времен. Автором радикальной реформы был Павел I. Тогда шинель и осталась в русской армии.

А вот история появления послереволюционной шинели запутана и полна мифов. Первые отряды Красной гвардии одевались кто во что горазд - главное, чтобы красный бант на одежде или красная лента на головном уборе. Все это отдавало каким-то цыганским разноцветьем, и руководство республики быстро уяснило необходимость единой формы одежды для войск. Ее создание в 1918 году регламентировали сразу три весенних приказа наркома по военным делам.

Утвержденные образцы обмундирования, где наряду с островерхим суконным шлемом (буденовкой), летней рубахой с тремя полосками на груди (цвет - по роду войск) и кожаными лаптями были пехотная и кавалерийская шинели с тремя нашивками на груди, из цветного сукна в соответствии с родом войск. Эти цветные нагрудные клапаны почти сразу отменили - они демаскируют солдата в бою, а воротник и обшлага стали изготавливаться из сукна того же цвета, что и шинель. 

В 1935 году для начальствующего состава вводится двубортная серая шинель, на четырех пуговицах, а для рядового и сержантского состава - однобортная, более грубого сукна и без пуговиц по борту. И примерно в таком виде шинель существовала до конца 20 века, почти без значимых изменений.
 
А вот в российской армии шинели нет. Сейчас это только вид повседневной или парадной формы. Верхняя одежда в полевых и боевых условиях - это куртки и бушлаты. Так что шинель - это уже история, но вспоминать ее добрым словом будут, наверное, еще очень долго.
 

Также ребята смогли увидеть шинели участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Щербакова Василия Самуйловича Героя Советского Союза, уроженца Руднянского района; генерал-майора Данилова Василия Варфоломеевича комиссара 19 гвардейской стрелковой дивизии; генерал-майора Вяземского Константина Михайловича начальника штаба 19 гв. стрелковой дивизии по руководству боевыми действиями, Почетного гражданина г. Рудни; майора Дягилева Кирилла Александровича зам. начальника по политической части 28 отдельной гвардейской танковой бригады. Все шинели были переданы ими в фонды Руднянского исторического музея в 1980-х гг.

      

 


"МИР ЖИВОПИСИ"

28 мая 2016 года в рамках музейного проекта «Парад коллекций», была показана очередная коллекция под названием "Мир живописи", посвященная 105-летию со дня рождения уроженца Руднянского района Заслуженного художника Белорусской ССР Космачева Константина Михайловича.

Ребята из 6 А класса РСШ №1 познакомились с жизнью и творчеством Константина Михайловича Космачева, увидели одну из его картин "Село Микулино", хранящуюся в фондах Руднянского исторического музея. 

Узнали о других художниках, уроженцах Руднянского района, увидели их работы из собрания музея. А богатый иллюстративный ряд сопровождался рассказом о картинах и художниках, об истории создания и формирования коллекции. Живописное собрание музея насчитывает немногим более 25 предметов, но оно разнообразно по сюжетам и жанрам. Коллекция живописи представляет собой значительную историко-культурную ценность, так как иллюстрирует историю Руднянского района на протяжении многих столетий.

А еще ребята увидели работы действующей выставки молодого талантливого художника Кирилла Словохотова под названием "Поэзия живописи"

      


"ИСТОРИЯ ГЛИНЯНОГО ГОРШКА"

 26 ноября 2015 года в рамках музейного проекта «Парад коллекций», была показана очередная коллекция под названием стория глиняного горшка". 

Ребята познакомились с историей гончарного производства, процессом работы с глиной, разновидностями изделий из глины, а также увидели коллекцию глиняной посуды из фондов музея, которая использовалась в быту нашими предками.

Гончарное производство требует не одних рук, поэтому им занимались семьями, и традиции передавались по наследству. Встречались семьи, в которых гончарным ремеслом занимались более трехсот лет. Основные процессы работы с глиной – это ее выбор, добыча, подготовка к работе, формовка изделия, подготовка к обжигу и сам обжиг. Самые распространенные изделия из глины это, глеки, кувшины, медовницы, двоешки, горшки и т.д. Форма горшков возникла не случайно, в древности считалось, что только в горшочках продукты могут прогреться равномерно. Пища, приготовленная в такой посуде, имеет оригинальный вкус. Это объясняется тем, что глина быстро прогревается, отлично накапливает тепло, при этом она его медленно «отдает». Получается, что пища «томится». На Руси в горшках готовили практически все блюда. От глиняного горшка берут начало многие современные виды посуды: кастрюли, контейнеры, супницы, баночки.

      


"ЭПОХИ НА ЦИФЕРБЛАТЕ"

29 октября 2015 годав рамках музейного проекта «Парад коллекций»была показана  коллекция под названием "Эпохи на циферблате".

Ребята услышали рассказ о том, какими часами пользовались в ХХ веке, а также увидели некоторые современные часовые механизмы.

Сегодня практически у каждого человека есть часы. Ведь в наше время часы используют не только для того что бы знать, который час, но и как прекрасный аксессуар. История появления часов насчитывает не одно столетие. Само слово «часы» употреблялось людьми более 700 лет назад, а английское слово «clock» произошло от латинского слова «clocca» — звонок.

Часы прошли длинный путь от солнечных к водяным, от водяным к огневым, от огневых к песочным, от песочных к башенным.

Всего в фондах музея хранится более 17 часовых механизмов. Ребята увидели большую часть коллекции – карманные часы М.А.Егорова, наручные часы "Восток" Шашенкова М.У., настенные и настольные часы марки "Янтарь" и "Маяк", часы с кукушкой, будильники, электронные часы Красильникова Г.И.; услышали рассказ о том, кто подарил музею эти экспонаты.

      


"МУЗЕЙНЫЙ СКАЗ О ПОЛОТЕНЦЕ"

14 августа 2015 года в рамках музейного проекта «Парад коллекций»,  была показана очередная коллекция под названием «Музейный сказ о полотенце» 

Посвящено мероприятие одному из самых ярких образцов декоративно-прикладного искусства в традиционной бытовой славянской культуре – рушникам и полотенцам. Ребята узнали, что на протяжении многих веков рушник, вышитый соответствующими узорами-символами, был неотъемлемым атрибутом многих обрядов, будь то рождение, крестины, свадьба, проводы в дальний путь или ритуалы погребения. В ряде обрядов рушники используются и сегодня. Таким образом, это не просто предмет быта, это изделие символичное и многозначное. Можно смело говорить, что узоры вышитых рушников — это зашифрованная повесть о жизни народа, природе, людях. 

А также были представлены коллекции рушников и полотенец из фондов музея.

      


"НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРЫХ КНИГ"

29 января 2015 года в рамках музейного проекта "Парад коллекций", была показана коллекция под названием "Новая жизнь старых книг". 

Ребята узнали о том, как выглядели книги в различные исторические эпохи, начиная с устной передачи информации "сказителями" и гуслярами к написанию книг на камнях, глиняных плитках, папирусе, пергаменте, бересте и современному книгопечатанию на бумаге.

Во все времена, во всех странах мира люди ценили книги, труд людей, создававших книги, и берегли их, как самые драгоценные сокровища, создавая библиотеки Библиотеки бывают разные - домашние, общественные, государственные, научные и учебные. Каждая - целый дом книг.

Были представлены коллекции книг из фондов музея. В частности, коллекция П.Е. Глазунова; книги, подаренные Герою Советского Союза М.А. Егорову; книга о Ю.А. Гагарине, подаренная Гагаринским молзаводом Руднянскому молочно-консервному комбинату в честь его 50-летия; коллекция учебной литературы, переданная в дар музею преподавателями Руднянского района. Кроме того, была показана одна из самых старых книг музея - карманное Евангелие, а также Книга Почета, в которой представлены выдающиеся работники культуры.

       

 

МБУК Руднянский исторический музей

Тел.: +7 (48141) 4-22-41
Электронная почта: muzeum2014@yandex.ru


Анонсы мероприятий и 

выставок

ноябрь










 



 

 

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Руднянский исторический музей», 2017

 

Web-canape — создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика

Главная | Карта сайта | Интернет-приемная

Адрес: 216790, Смоленская обл., г.Рудня, ул.Киреева, д.48-а
Телефон: +7 (48141) 4-22-41
E-mail: muzeum2014@yandex.ru