Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Руднянский исторический музей»
Версия для слабовидящих
  • Главная
  • Выставочный проект ПАРАД КОЛЛЕКЦИЙ

Выставочный проект ПАРАД КОЛЛЕКЦИЙ

ПРОЕКТ "ПАРАД КОЛЛЕКЦИЙ". ШЕРСТЯНЫЕ ИСТОРИИ.

С 2015 года ежегодно в Руднянском историческом музее проводятся тематические мероприятия в рамках проекта "Парад коллекций". Приглашаем познакомиться в онлайн-формате с небольшой коллекцией шерстяных платков, которые переданы музею жителями города и района. Прошло долгожданное лето, наступила поздняя осень, а совсем скоро придет (очень на это будем надеяться), очередь белоснежной матушки-зимы.

Мы уже сейчас достаем теплые вещи: перчатки, шапки, платки. Перед вами на фото продемонстрированы платки из фондов музея: квадратной и прямоугольной формы, разного цвета, с кистями, цветным принтом, платки в клетку, платки-"паутинки". Один из платков, Бодяковой (Голешевой) Ольги Борисовны из д.Иньково, размером 2х3 метра! Таким платком можно укрыть несколько человек (см. на фото). Платок – одна из древнейших частей одежды женщины. В древние времена платок на голове женщины символизировал ее зрелость. Юные девушки платков не носили. Повязывали платок девушке, когда она выходила замуж. В жизни славян платок служил, в основном, защитой от суровых морозов. После Крещения Руси, с приходом на нашу землю православной веры, головные женские уборы считаются неотъемлемой частью женского костюма...

      

Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться "простоволосой" было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы убор. Это было самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение ‘опростоволоситься’, то есть ‘опозориться’. Поэтому большую часть жизни женщины ходили в платках, и не снимали их вплоть до кончины. А в конце XIX века платки в качестве головного убора стали носить также девушки и молодые женщины. Платки придавали женскому костюму особую красочность и своеобразие. Сначала платки повязывали поверх головного убора (обычно кички), позже их стали носить самостоятельно, по-разному повязывая на голове. Девушки завязывали платок под подбородком, а иногда - концами назад (так носили платок и замужние женщины). Мода носить платки, завязав узел под подбородком, пришла в Россию из Германии в ХVІІІ - XIX вв., а образ русской женщины - "Алёнушки в платочке", завязанном таким образом, - сформировался уже в XX веке. Платок в образе русской женщины был логическим завершением костюма и придавал женщине особую женственность, нежность. Ни один другой головной убор не придавал столько лиричности облику женщине, сколько платок.

Друзья, если у вас или у ваших близких сохранились платки, или другие предметы женского и мужского костюма, приглашаем на "День дарения", который мы планируем провести в ноябре. Точная дата проведения будет сообщена дополнительно. 

Модели на фото - участницы хореографической студии "НОВЫЙ ВЕК":
Юлия Бабурченкова
Эвелина Филимощенко
Инна Вершинина
Яна Мишина
Благодарим за оказанную помощь в организации фотосъемки руководителя хореографической студии Оксану Федорову.


Познавательная беседа "ИСТОРИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА"

12 декабря 2019 г. для учащихся 4-х классов РСШ №1, в рамках проекта "ПАРАД КОЛЛЕКЦИЙ" была проведена познавательная беседа "История русского народного костюма". Ребята погрузились в историю русского народного костюма, узнали, как же одевались наши далекие предки прапрабабушки и прапрадедушки.

      

В ходе беседы рассмотрели основные виды костюмных комплексов, типы сарафанов, понев, рубах, головных уборов, передников, обуви, поясов и других аксессуаров, характерных для женщин и мужчин XIX - начала XX века Смоленской губерний. В качестве наглядных пособий были использованы экспонаты Руднянского исторического музея.

   

А затем поиграли в игру "Собери костюм" и ответили на вопросы викторины. Все вы были внимательны и очень активны, и открыли для себя еще одну страницу русской истории.


"ВОЛШЕБСТВО НИТИ" (коллекция О.Я. Фокиной)

7 декабря 2018 года в Руднянском историческом музее для учащихся 5 класса РСШ №1 состоялось тематическое мероприятие в рамках проекта "Парад коллекций" "Волшебство нити" (по коллекции вышивки О.Я. Фокиной).

      

Ребята узнали о том, что такое декоративно-прикладное искусство, а также познакомились с различными видами вышивки. Далее прозвучал рассказ об удивительной жизни и творчестве Ольги Яковлевны Фокиной, проживавшей долгое время в гп.Голынки. В коллекции Руднянского исторического музея 15 работ О.Я.Фокиной - салфетки, скатерть, вышитая тюль, вышитые предметы одежды, платочки и многое другое. Работы Ольги Яковлевны разнообразны. В них прослеживается геометрический, растительный орнамент, изображения животных и птиц. Выполнены в технике вышивания гладью и крестом.


"ЭПОХА ПОД СТУК КЛАВИШ"

1 ноября 2018 года в Руднянском историческом музее для учащихся 7-х классов РСШ №1 состоялось тематическое мероприятие в рамках проекта "Парад коллекций" "Эпоха под стук клавиш".

      

Печатная или пишущая машинка - когда-то эта вещь была принадлежностью тех, кого принято называть людьми интеллектуальных профессий: ученых, писателей, журналистов. Бойкий стук по клавишам раздавался и в приемных высоких начальников, где за столом рядом с печатной машинкой восседала очаровательная машинистка-секретарь… 
Теперь другое время и печатные машинки уже почти ушли в прошлое, на смену им пришли персональные компьютеры, сохранившие от печатной машинки лишь клавиатуру. Но не будь печатной машинки не было бы и компьютера. Кстати, у печатной машинки есть и свой праздник - День печатной машинки, и отмечается он 1 марта.

Ребята услышали легенды и исторические факты о том, что первая пишущая машинка была разработана триста лет назад в 1714 году Генри Миллом, и он даже получил патент на изобретение от самой английской королевы.

Настоящую же, действующую машинку, впервые представил миру итальянец по имени Терри Пеллегрино в 1808 году. Его пишущий аппарат был сделан для его слепой подруги,  графини  Каролины Фантони де Фивизоно, которая так смогла общаться с миром, ведя на машинке переписку со своими друзьями и близкими.

Первая пишущая машинка в России была произведена в 1928 г. в Казани, именовалась она «Яналиф». В более позднее время наиболее распространёнными отечественными марками пишущих машин в СССР были «Украина» (канцелярская), «Москва» (портативная), «Любава» (портативная) и «Ятрань» (канцелярская). Из зарубежных достаточно широко были распространены пишущие машины марок «Оптима» и «Роботрон» (ГДР, канцелярские, в разных модификациях), «Эрика» (ГДР, портативная) и «Консул» (ЧССР, портативная).

То, что мы сейчас имеем на компьютере, изобреталось до нас веками... Сами же пишущие машинки стали антикварной ценностью и могут вполне восприниматься как произведения искусства.

   

Также ребята смогли увидеть пишущие машинки, которые преданы музею в дар жителями нашего города и района: Меркушевой Т.Б, Седневым Н.Ф., Красильниковым Г.И., Солдатенковой Л.В. и др.


 "ИСТОРИЯ РУССКОГО ВОЕННОГО КОСТЮМА"

23 октября 2018 года  в Руднянском историческом музее для учащихся 9-х классов РСШ №1 состоялось тематическое мероприятие в рамках проекта "Парад коллекций" "История русского военного костюма".

      

Ребята узнали богатую историю русского военного костюма. Его вид многократно менялся от эпохи к эпохе, как и менялось и отношение к нему – в одно время во главу угла ставилось удобство, в другое – красота.

      

Также ребята смогли увидеть форменную одежду участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Щербакова В.С., Героя Советского Союза, уроженца Руднянского района; генерал-майора Данилова В.В., комиссара 19 гвардейской стрелковой дивизии; генерал-майора Вяземского К.М., начальника штаба 19 гв. стрелковой дивизии, Почетного гражданина г. Рудни; майора Дягилева К. А., зам. начальника по политической части 28 танковой бригады; Вишнева П.Т., командира 2 отряда 14 партизанской бригады. Форменную одежду послевоенного периода: Егорова М.А., Героя Советского Союза; Пантюхова С.И., участника боевых действий в Афганистане; Носова С.Ю., участника боевых действий на Северном Кавказе и т.д.


КОЛЛЕКЦИЯ СПОРТИВНЫХ НАГРАД (к Дню физкультурника)

10 августа 2018 года для воспитанников летней оздоровительной площадки, которая проходит на базе спортивной школы, сотрудниками музея было проведено тематическое мероприятие в рамках проекта "Парад коллекций". Была продемонстрирована коллекция спортивных наград.

      

В ходе мероприятия ребята познакомились с историей советского спорта, в том числе с развитием спорта в Рудне. Интересен был рассказ о том, как наши юные футболисты под руководством А.Н.Михеенкова и Н.Г. Киселева в 1971 году заняли второе место во всесоюзном финале в Воронеже. Участники мероприятия не только услышали рассказ об этих соревнованиях, но и увидели саму награду - "Кожаный мяч"! Помимо этой награды, были показаны кубки (командные и личные), медали, значки, грамоты и дипломы руднянских спортсменов из собственных фондов музея, а также спортивные награды, хранящиеся у ведущего специалиста по спорту Шутова А.С.


 "КУЗНИЦА СЧАСТЬЯ"

15 марта 2018 года в Руднянском историческом музее для учащихся 6 А класса РСШ №2 состоялось тематическое мероприятие в рамках проекта "Парад коллекций" "Кузница счастья".

     

Ребята узнали историю кузнечного дела, которое относится к далекой древности. Уже тогда люди заметили, что при нагревании определенной горной породы она начинает плавиться. Постепенно овладевали навыками обработки металла, построили первую кузницу. В большинстве случаев это небольшое помещение из бревен не имеющее потолка и с земляным полом. Основное место в кузнице принадлежит кузнечному горну, На рабочей поверхности горна горит огонь, в который для разогрева помещаются металлические заготовки. Воздух в зону горения нагнетался кузнечными мехами, имеющими ручной или ножной привод. Установленная на массивный деревянный чурбак наковальня, как правило, находится в центре помещения недалеко от горна. Это главный инструмент кузнеца.

В процессе работы кузнецы изготавливали большое количество предметов, необходимых человеку. Это и такие простые изделия как ножи, подковы, обручи, гвозди, серпы, косы, которые не требовали в изготовлении специальных приемов. Их в одиночку мог сделать каждый кузнец. Для более сложных изделий: цепей, клинкового оружия, наконечников стрел, кольчуг, шлемов требовались особые приемы в работе и посторонняя помощь. Помощники профессионального кузнеца одновременно были его учениками. Основы ремесла они постигали на протяжении длительного периода от 3 до 10 лет. Лишь только тогда ученик становился подмастерьем. Чтобы получить статус мастера требовалось еще некоторое время работы у других ремесленников.  

Затем ребята познакомились с материалами и инструментами кузнеца.

В фондах Руднянского исторического музея хранится более 100 предметов из металла, которые преданы музею в дар жителями нашего города и района: Розановой Т.С., Ивановой М.А., Ефременковой Д.И., Захаренковой М.Н., Гнатенко А.П., Привольской школой и др. 


"ПРЕДМЕТЫ УШЕДШИХ ЭПОХ".

7 декабря 2017 года  в Руднянском историческом музее для учащихся 6 А класса РСШ №2 состоялось тематическое мероприятие в рамках проекта "Парад коллекций" "Предметы ушедших эпох".

Ребята узнали историю звукозаписи, рождение которой произошло в 875 году с изобретением "водяного органа". Позже братья Банц  изобрели автоматическую флейту (на основе работы водяного органа). Затем в эпоху Возрождения появляются музыкальные часы, шкатулки, шарманки, табакерки.

      

 В 1857 году появляется первое звукозаписывающее устройство - фоноавтограф; в 1877 году - фонограф; в 1887 году начал свое существование граммафон, который воспроизводил запись граммофонной односторонней пластинки. Двухсторонние граммпластинки стали выпускаться в 1903 году. Граммофон был усовершенствован и появился патефон. С появлением электричества был изобретен электрофон, который в быту носил название проигрывателя. Позже на свет появляется более усовершенствованный вид проигрывателя - катушечный магнитофон или бобинник. А в 1980-1990 гг. появляются кассетные переносные магнитофоны. Магнитная лента открыла много новых возможностей, но время идет вперед и появились диски, на смену которым пришел интернет и музыку можно слушать  при помощи новых технологий.

В фондах Руднянского исторического музея хранится около 20 предметов техники (звуковоспроизводящей аппаратуры), которые преданы музею в дар жителями нашего города и района: Беляковой А.Н., Хоменко У.Е., Алексеевым П.А., Меркушовым С.Н., Седневым В.Н. и др. 


"Свидетели признания заслуг перед Отечеством: ордена и медали военных лет 1941-1945 гг."

21 сентября 2017 года в Руднянском историческом музее для учащихся 8 А класса РСШ №1 состоялось тематическое мероприятие в рамках проекта "Парад коллекций" "Свидетели признания заслуг перед Отечеством: ордена и медали военных лет 1941-1945 гг."

Ребята узнали историю наградной системы СССР, которая начинается 16 сентября 1918 года, когда ВЦИК учредил первый советский орден - орден Красного Знамени РСФСР.  А вот первой советской медалью стала Юбилейная медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»,  учреждённая 24 января 1938 года.

Награды Великой Победы – это полководческие медали и ордена солдатам-освободителям, учреждённые в годы Великой Отечественной войны. За подвиги на войне 11603 человека были удостоены великого звания Героя СССР. Из них 104 это звание получили дважды, а А. И. Покрышкин, И. Н. Кожедуб и Г. К. Жуков – трижды. Советские награды Великой Отечественной войны вручили более чем 7 млн человек. Кроме того, боевые ордена вручались также соединениям, кораблям и отдельным частям Вооруженных Сил. С большим мужеством и самоотверженностью с фашистскими захватчиками сражались и советские подпольщики, партизаны и ополченцы. В ходе этой кровопролитной войны учредили 25 медалей и 12 орденов, которыми награждали не только за боевые заслуги, но и за трудовой подвиг в тылу. Уже в мае 1942 года был учрежден орден Отечественной войны, за которым последовала целая плеяда наград, таких как орден Славы, ордена Александра Невского, Кутузова, Суворова и Ушакова, главный военный орден - орден Победы и многочисленные медали. 

Наградами военного времени стали четыре медали за оборону: «За оборону Ленинграда», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Сталинграда». Все четыре медали имеют одну дату учреждения — 22 декабря 1942 года. Кроме вышеназванных медалей до конца войны было учреждено несколько боевых медалей и одна мирная: Медаль «Партизану Отечественной войны» двух степеней, медали Ушакова и Нахимова, медали «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа», «За оборону Советского Заполярья» . 9 мая 1945 года была учреждена Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», а 6 июня была учреждена медаль для тружеников тыла — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Но на этих наградах военный период не закончился: по ходатайству Народного комиссариата обороны 7 июня 1945 года было учреждено сразу семь медалей — «За взятие Будапешта», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Вены», «За взятие Берлина», «За освобождение Белграда», «За освобождение Варшавы», «За освобождение Праги». 30 сентября того же года была учреждена Медаль «За победу над Японией». Последняя медаль военного периода — «За оборону Киева» — была учреждена 21 июня 1961 года. К военному периоду также относится введение лент к медалям СССР. Ленты изготавливались из муарового шёлка шириной 24 мм и закреплялись на пятиугольных колодках. Исключением являлась лента к медалям «Золотая Звезда» и «Серп и Молот» — она изготавливалась из муарового шёлка красного цвета шириной 20 мм. Тогда же были введены планки для ношения лент без медалей. 7 мая 1965 года медалью «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» была заложена традиция учреждать юбилейные медали к каждому юбилею Победы: юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и т.д.

Ребята узнали, как выглядят некоторые ордена и медали ВОВ, за какие заслуги Родина давала такие награды. И поняли, что каждая такая награда доставалась ценой тяжелого ратного труда, и часто – ценой жизни. Наш долг – сберечь память о подвиге людей старшего поколения, передать эту память детям и внукам. 
      

Коллекция декоративно-прикладного искусства Ефременкова Петра Спиридоновича "МАСТЕР - ЗОЛОТЫЕ РУКИ"

9 июня 2017 года в Руднянском историческом музее для воспитанников летней оздоровительной площадки РСШ №1 состоялось мероприятие в рамках проекта "Парад коллекций" Коллекция декоративно-прикладного искусства Ефременкова Петра Спиридоновича "Мастер - золотые руки".

Ребята услышали рассказ о видах декоративно-прикладного искусства, таких как: вышивка, гончарное производство, ткачество, роспись, народная живопись (лубок), роспись яиц, изделия из стекла, резьба по дереву и т.д. Затем познакомились с жизнью и творчеством участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., педагога, народного умельца Ефременкова Петра Спиридоновича, а также с его коллекцией работ из дерева. 

      


 

 "ЛЕТИ С ПРИВЕТОМ, ВЕРНИСЬ С ОТВЕТОМ"

31 января 2017 года в Руднянском историческом музее для учащихся 9 А класса РСШ №1  состоялось мероприятие в рамках проекта "Парад коллекций" "Лети с приветом, вернись с ответом", посвященное открыткам и их истории.

Открытка — это первоначально открытое письмо, то есть письмо, отправляемое без конверта.  На первых открытках не было рисунка, это были просто листки бумаги с адресом и почтовой маркой на одной стороне и местом для самого письма на другой.

Ребята услышали рассказ об истории появлении открыток, русских дореволюционных открытках, и, конечно же, о многообразии советских открыток. Советские открытки, в большинстве своем, такие добрые и позитивные. К тому же, именно открытки очень ярко отражают свое время. Ведь это отдельный вид искусства, по которому можно проследить, что любили, чем интересовались, что было важным для людей того времени, к которому относится открытк

      


"МИР ЧЕРЕЗ ОБЪЕКТИВ".

30 ноября 2016 года, для учащихся 10 и 11 классов РСШ №1, в рамках музейного проекта «Парад коллекций», была показана  коллекция фототехники под названием "Мир через объектив".

В ходе мероприятия присутствующие познакомились с историей развития фотографического дела, а также моделями фотоаппаратов, хранящихся в фондах Руднянского  исторического музея.

Среди них малоформатные фотоаппараты «ФЭД-3», «Зенит», «Вилия», «Эликон-4», среднеформатная клапп-камера «Арфо-3», полуформатный фотоаппарат «Чайка-3», фотоаппарат одноступенного фотопроцесса Polaroid 636 Closeup.

Менее двух столетий отделяют нас от того дня, когда впервые созданные фотоснимки стали сенсационными – сложно было предположить тогда, что очень скоро фотоаппарат ожидает интересная, богатая и необычная история создания и развития. С ней связаны такие имена, как Ньепс, Дагер, Тальбот. Первые неисчезающие изображения с помощью камеры-обскуры были получены Жозефом Ньепсом в 1826 году. Первый в мире гелиографический снимок Ньепса, сделанный с натуры в 1826 году, это вид из окна его мастерской.
В историю мировой науки и искусства 1839 год вошёл, как год изобретения фотографии. После 11 лет кропотливых исследований Дагеру удалось получить первые фотографии. В 1839 году Дагер представил процесс получения дагерротипа Французской академии наук. После этого его имя и его технология стали известны во всем мире.
Главным вкладом Тальбота в историю развития фотографии является изобретение негатива. В 1833 начал работу приведшую его к изобретению фотографического процесса. В 1834 изобрел светочувствительную бумагу. Затем он «скомбинировал» камеру-обскуру с микроскопом с естественной подсветкой и получил позитивный фотоотпечаток с негатива.
В 1843 Тальбот впервые осуществил позитивную печать с увеличением.
1861год. Фотограф из Англии Т. Сэттон изобрел первый фотоаппарат с единым зеркальным объективом. Томас Сэттон сделал и первую цветную фотографию, Решено было сфотографировать бант, повязанный из трёхцветной ленты, помещённый на фоне чёрного бархата. 
В истории фотографии закрепляется и имя Джорджа Истмана Кодака, который запатентовал первую фотопленку в виде рулона, а потом и фотокамеру "Кодак", сконструированную специально для фотопленки. Название "Kodak" стало брэндом будущей крупной компании. 
- Вы нажимаете кнопку затвора, а мы делаем все остальное -
это был слоган для рекламы первых фотоаппаратов "KODAK", которую придумал Джордж Истман - основатель компании "KODAK".
Первый фотоаппарат в котором используется пленка 35 мм, взятая из кинематографа. Теперь можно было получать небольшие негативы, просматривая  их, затем выбирать наиболее подходящие для печатания крупных фотографий. Спустя 2 года фотоаппараты фирмы "Leica" запускаются в массовое производство.
Фотоаппараты Leica 2 комплектуются отдельным видеоискателем, мощной фокусировочной системой, совмещающие две картинки в одну. Чуть позже в новых фотоаппаратах Leica 3 появляется возможность использования регулировки длительности выдержки. Долгие годы фотоаппараты Leica оставались неотъемлимыми инструментами в области искусства фотографии в мире.
В 1935 году компания "Kodak" выпускает в массовое производство цветные фотопленки "Кодакхром". Но еще долгое время при печати их надо было отдавать на доработку после проявки, где уже накладывались цветные компоненты. В 1942 году "Kodak" запускают выпуск цветных фотопленок "Kodakcolor", которые последующие полвека становятся самыми популярными фотопленками для профессиональных и любительских камер.
Представление о быстрой печати фотографий переворачивают фотокамеры "Polaroid", где фотография печатается мгновенно одним нажатием. Достаточно было просто подождать несколько минут, чтобы на пустом отпечатке начали прорисовываться контуры изображений, а затем проступала полностью цветная фотография хорошего качества. Еще 30 лет универсальные фотоаппараты Polaroid будут занимать ведущие по популярности места в истории фото, чтобы уступить эпохе цифровой фотографии.
1970 и далее - эра цифровой техники.

      


 "ТРИ ВЕКА ИЗ ИСТОРИИ УТЮГА".

18 ноября 2016 годав рамках музейного проекта «Парад коллекций»была показана  коллекция под названием "Три века из истории утюга".      

Учащиеся 5 А класса РСШ №1 познакомились с историей утюга, особенностями его строения в разные периоды времени, а желающие смогли подержать в руках старинные утюги и попробовать прогладить рушник деревянным утюгом, который называется рубинник.

Всего семь типов утюгов изобретено за последние две тысячи лет. Самый первый – «нагревательный», его раскаляли на огне и применяли как средство гигиены. Выглядел он предельно просто: гладкое основание, носик, ручка. Таким этот бытовой предмет просуществовал не одно столетие, однако был крайне не практичным, пачкал вещи и только в петровские времена люди стали применять новый, «угольный» утюг. Внутрь засыпали раскаленный уголь, который давал тепло для разглаживания белья. Но и этот утюг мало удовлетворял потребностям хозяйских домов – глажка белья была настоящей каторгой: дым, грязь, копоть. Вскоре появился утюг с нагревательным элементом. В конце 18 века его сменил «водяной» для накрахмаленных тканей. Затем в конце 19 – начале 20 века появились так называемые «газовые» и «спиртовые» утюги. В 1881 году американец Джон Смит придумал электрический утюг. В 1982 году изобретение было запатентовано и представлено на суд зрителей на выставке в Париже. В 40-50 гг. 20 века появился на свет «паровой» утюг, однако он не мог применяться в домашних условиях и служил исключительно в промышленных целях. Зато электрический утюг хорошо зарекомендовал себя среди домохозяек. Не смотря на то, что первое электрическое приспособление для отглаживания «стрелок» и воротничков недвусмысленно напоминало угольный утюг, в отличие от предшественника имел внутри корпуса два угольных электрода. При включении в сеть возникала электрическая дуга, за счет чего утюг нагревался. Россия никогда не славилась меккой «утюжного дела», самые развитые страны-производители утюгов: Германия, Польша, Швеция, Голландия радовали мир полезными изобретениями.


"ВОЕННАЯ ШИНЕЛЬ"

21 октября 2016 года в рамках музейного проекта «Парад коллекций», была показана очередная коллекция под названием "Военная шинель". 

В ходе мероприятия ребята узнали что такое шинель, почему она серого цвета, почему делали из шерстяного сукна? Познакомились с историей появления в 1780 году в Англии шинели, как верхней теплой военной одежды. Она называлась greatcoat и была без рукавов, напоминая плащ-палатку. А в Россию шинель пришла в конце 17 века на замену епанче - так назывался суконный плащ, верхняя одежда армии екатерининских времен. Автором радикальной реформы был Павел I. Тогда шинель и осталась в русской армии.

А вот история появления послереволюционной шинели запутана и полна мифов. Первые отряды Красной гвардии одевались кто во что горазд - главное, чтобы красный бант на одежде или красная лента на головном уборе. Все это отдавало каким-то цыганским разноцветьем, и руководство республики быстро уяснило необходимость единой формы одежды для войск. Ее создание в 1918 году регламентировали сразу три весенних приказа наркома по военным делам.

Утвержденные образцы обмундирования, где наряду с островерхим суконным шлемом (буденовкой), летней рубахой с тремя полосками на груди (цвет - по роду войск) и кожаными лаптями были пехотная и кавалерийская шинели с тремя нашивками на груди, из цветного сукна в соответствии с родом войск. Эти цветные нагрудные клапаны почти сразу отменили - они демаскируют солдата в бою, а воротник и обшлага стали изготавливаться из сукна того же цвета, что и шинель. 

В 1935 году для начальствующего состава вводится двубортная серая шинель, на четырех пуговицах, а для рядового и сержантского состава - однобортная, более грубого сукна и без пуговиц по борту. И примерно в таком виде шинель существовала до конца 20 века, почти без значимых изменений.
 
А вот в российской армии шинели нет. Сейчас это только вид повседневной или парадной формы. Верхняя одежда в полевых и боевых условиях - это куртки и бушлаты. Так что шинель - это уже история, но вспоминать ее добрым словом будут, наверное, еще очень долго.
 

Также ребята смогли увидеть шинели участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Щербакова Василия Самуйловича Героя Советского Союза, уроженца Руднянского района; генерал-майора Данилова Василия Варфоломеевича комиссара 19 гвардейской стрелковой дивизии; генерал-майора Вяземского Константина Михайловича начальника штаба 19 гв. стрелковой дивизии по руководству боевыми действиями, Почетного гражданина г. Рудни; майора Дягилева Кирилла Александровича зам. начальника по политической части 28 отдельной гвардейской танковой бригады. Все шинели были переданы ими в фонды Руднянского исторического музея в 1980-х гг.

      


"МИР ЖИВОПИСИ"

28 мая 2016 года в рамках музейного проекта «Парад коллекций», была показана очередная коллекция под названием "Мир живописи", посвященная 105-летию со дня рождения уроженца Руднянского района Заслуженного художника Белорусской ССР Космачева Константина Михайловича.

Ребята из 6 А класса РСШ №1 познакомились с жизнью и творчеством Константина Михайловича Космачева, увидели одну из его картин "Село Микулино", хранящуюся в фондах Руднянского исторического музея. 

Узнали о других художниках, уроженцах Руднянского района, увидели их работы из собрания музея. А богатый иллюстративный ряд сопровождался рассказом о картинах и художниках, об истории создания и формирования коллекции. Живописное собрание музея насчитывает немногим более 25 предметов, но оно разнообразно по сюжетам и жанрам. Коллекция живописи представляет собой значительную историко-культурную ценность, так как иллюстрирует историю Руднянского района на протяжении многих столетий.

А еще ребята увидели работы действующей выставки молодого талантливого художника Кирилла Словохотова под названием "Поэзия живописи"

      


"ИСТОРИЯ ГЛИНЯНОГО ГОРШКА"

26 ноября 2015 года в рамках музейного проекта «Парад коллекций», была показана очередная коллекция под названием стория глиняного горшка". 

Ребята познакомились с историей гончарного производства, процессом работы с глиной, разновидностями изделий из глины, а также увидели коллекцию глиняной посуды из фондов музея, которая использовалась в быту нашими предками.

Гончарное производство требует не одних рук, поэтому им занимались семьями, и традиции передавались по наследству. Встречались семьи, в которых гончарным ремеслом занимались более трехсот лет. Основные процессы работы с глиной – это ее выбор, добыча, подготовка к работе, формовка изделия, подготовка к обжигу и сам обжиг. Самые распространенные изделия из глины это, глеки, кувшины, медовницы, двоешки, горшки и т.д. Форма горшков возникла не случайно, в древности считалось, что только в горшочках продукты могут прогреться равномерно. Пища, приготовленная в такой посуде, имеет оригинальный вкус. Это объясняется тем, что глина быстро прогревается, отлично накапливает тепло, при этом она его медленно «отдает». Получается, что пища «томится». На Руси в горшках готовили практически все блюда. От глиняного горшка берут начало многие современные виды посуды: кастрюли, контейнеры, супницы, баночки.

      


"ЭПОХИ НА ЦИФЕРБЛАТЕ"

29 октября 2015 годав рамках музейного проекта «Парад коллекций»была показана  коллекция под названием "Эпохи на циферблате".

Ребята услышали рассказ о том, какими часами пользовались в ХХ веке, а также увидели некоторые современные часовые механизмы.

Сегодня практически у каждого человека есть часы. Ведь в наше время часы используют не только для того что бы знать, который час, но и как прекрасный аксессуар. История появления часов насчитывает не одно столетие. Само слово «часы» употреблялось людьми более 700 лет назад, а английское слово «clock» произошло от латинского слова «clocca» — звонок.

Часы прошли длинный путь от солнечных к водяным, от водяным к огневым, от огневых к песочным, от песочных к башенным.

Всего в фондах музея хранится более 17 часовых механизмов. Ребята увидели большую часть коллекции – карманные часы М.А.Егорова, наручные часы "Восток" Шашенкова М.У., настенные и настольные часы марки "Янтарь" и "Маяк", часы с кукушкой, будильники, электронные часы Красильникова Г.И.; услышали рассказ о том, кто подарил музею эти экспонаты.

      


"МУЗЕЙНЫЙ СКАЗ О ПОЛОТЕНЦЕ"

14 августа 2015 года в рамках музейного проекта «Парад коллекций»,  была показана очередная коллекция под названием «Музейный сказ о полотенце» 

Посвящено мероприятие одному из самых ярких образцов декоративно-прикладного искусства в традиционной бытовой славянской культуре – рушникам и полотенцам. Ребята узнали, что на протяжении многих веков рушник, вышитый соответствующими узорами-символами, был неотъемлемым атрибутом многих обрядов, будь то рождение, крестины, свадьба, проводы в дальний путь или ритуалы погребения. В ряде обрядов рушники используются и сегодня. Таким образом, это не просто предмет быта, это изделие символичное и многозначное. Можно смело говорить, что узоры вышитых рушников — это зашифрованная повесть о жизни народа, природе, людях. 

А также были представлены коллекции рушников и полотенец из фондов музея.

      


"НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРЫХ КНИГ"

29 января 2015 года в рамках музейного проекта "Парад коллекций", была показана коллекция под названием "Новая жизнь старых книг". 

Ребята узнали о том, как выглядели книги в различные исторические эпохи, начиная с устной передачи информации "сказителями" и гуслярами к написанию книг на камнях, глиняных плитках, папирусе, пергаменте, бересте и современному книгопечатанию на бумаге.

Во все времена, во всех странах мира люди ценили книги, труд людей, создававших книги, и берегли их, как самые драгоценные сокровища, создавая библиотеки Библиотеки бывают разные - домашние, общественные, государственные, научные и учебные. Каждая - целый дом книг.

Были представлены коллекции книг из фондов музея. В частности, коллекция П.Е. Глазунова; книги, подаренные Герою Советского Союза М.А. Егорову; книга о Ю.А. Гагарине, подаренная Гагаринским молзаводом Руднянскому молочно-консервному комбинату в честь его 50-летия; коллекция учебной литературы, переданная в дар музею преподавателями Руднянского района. Кроме того, была показана одна из самых старых книг музея - карманное Евангелие, а также Книга Почета, в которой представлены выдающиеся работники культуры.

       


 

Руднянский исторический музей

Тел.: +7 (48141) 5-07-66
Электронная почта: muzeum2014@yandex.ru


НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА


Анонсы мероприятий и
выставок

АПРЕЛЬ






















 

 

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Руднянский исторический музей», 2024

 

Web-canape — создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика

Главная | Карта сайта | Интернет-приемная

Адрес: 216790, Смоленская обл., г.Рудня, ул.Киреева, д.48-а
Телефон: +7 (48141) 4-22-41
E-mail: muzeum2014@yandex.ru