Интервал между буквами (Кернинг):
02.04.2021
Как быстро летит время! Только недавно мы рассказывали о теплых пуховых платках, и вот – уже весна и пора доставать более легкие вещи. В фондах музея есть платки 60-90-х годов ХХ века из различных материалов.
Платок смело можно назвать наиболее устоявшимся элементом русского костюма, что в принципе вполне объяснимо, ведь платок универсален, он не только служил своей хозяйке в качестве головного убора, но и являлся главным украшением, способным дополнить не только праздничный, но и повседневный наряд. Когда-то в давние времена вид платка, а также способ его ношения не только создавал определенный образ, но и отражал строгие традиции того времени. Так, например, согласно обычаям, замужней русской женщине полагалось обязательно прятать волосы под головным убором, поверх которого надевался платок. Незамужние же барышни надевали платок непосредственно на голову. И конечно, чем больше был достаток семьи, тем богаче и ярче выглядели платки. Таким образом, платок был своего рода индикатором статуса женщины.
В советское время платки продолжали носить и бабушки, и женщины, и девушки. Покупали по несколько разных. И стоили они совсем недорого. Под каждый наряд был свой платочек – в тон. Все они были такие любимые, пропитанные в то время духами «Красная Москва». Материал мог быть самый разный – шерстяные, полушерстяные, хлопчатобумажные. Отдельно стоит сказать о моде на газовые и капроновые платки. Мода на них в советское время была повальная. У всех были такие платки самых разных расцветок. Капроновые платки очень плотные, часто с обработанной каймой. Газовые платки – более мягкие.
Секрет красоты платков в неповторимых орнаментах, декорировании, которые с веками только совершенствуются. Как правило, на цветном полотне, чаще насыщенно кремовом, красном, зеленом набивали узор, который включал изображение цветов, собранных в большие букеты, гирлянды из более мелких цветов, разбросанных по полотну, орнамент в виде изгибающихся полосок, завитков, листиков.
Прошли века, и платки могли бы уступить место новым головным уборам, но разве могут такие шедевры как русские платки поддаться натиску моды и кануть в лету? Конечно, нет! Русские красавицы и в сегодняшние времена любят украшать себя платками и выглядят при этом бесподобно и очень женственно.
ПРОЕКТ "ПАРАД КОЛЛЕКЦИЙ". ШЕРСТЯНЫЕ ИСТОРИИ.
22.10.2020
С 2015 года ежегодно в Руднянском историческом музее проводятся тематические мероприятия в рамках проекта "Парад коллекций". Приглашаем познакомиться в онлайн-формате с небольшой коллекцией шерстяных платков, которые переданы музею жителями города и района. Прошло долгожданное лето, наступила поздняя осень, а совсем скоро придет (очень на это будем надеяться), очередь белоснежной матушки-зимы.
Мы уже сейчас достаем теплые вещи: перчатки, шапки, платки. Перед вами на фото продемонстрированы платки из фондов музея: квадратной и прямоугольной формы, разного цвета, с кистями, цветным принтом, платки в клетку, платки-"паутинки". Один из платков, Бодяковой (Голешевой) Ольги Борисовны из д.Иньково, размером 2х3 метра! Таким платком можно укрыть несколько человек (см. на фото). Платок – одна из древнейших частей одежды женщины. В древние времена платок на голове женщины символизировал ее зрелость. Юные девушки платков не носили. Повязывали платок девушке, когда она выходила замуж. В жизни славян платок служил, в основном, защитой от суровых морозов. После Крещения Руси, с приходом на нашу землю православной веры, головные женские уборы считаются неотъемлемой частью женского костюма...
Платок – одна из древнейших частей одежды женщины. В древние времена платок на голове женщины символизировал ее зрелость. Юные девушки платков не носили. Повязывали платок девушке, когда она выходила замуж. В жизни славян платок служил, в основном, защитой от суровых морозов. После Крещения Руси, с приходом на нашу землю православной веры, головные женские уборы считаются неотъемлемой частью женского костюма. Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться "простоволосой" было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы убор. Это было самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение ‘опростоволоситься’, то есть ‘опозориться’. Поэтому большую часть жизни женщины ходили в платках, и не снимали их вплоть до кончины. А в конце XIX века платки в качестве головного убора стали носить также девушки и молодые женщины. Платки придавали женскому костюму особую красочность и своеобразие. Сначала платки повязывали поверх головного убора (обычно кички), позже их стали носить самостоятельно, по-разному повязывая на голове. Девушки завязывали платок под подбородком, а иногда - концами назад (так носили платок и замужние женщины). Мода носить платки, завязав узел под подбородком, пришла в Россию из Германии в ХVІІІ - XIX вв., а образ русской женщины - "Алёнушки в платочке", завязанном таким образом, - сформировался уже в XX веке. Платок в образе русской женщины был логическим завершением костюма и придавал женщине особую женственность, нежность. Ни один другой головной убор не придавал столько лиричности облику женщине, сколько платок.
Друзья, если у вас или у ваших близких сохранились платки, или другие предметы женского и мужского костюма, приглашаем на "День дарения", который мы планируем провести в ноябре. Точная дата проведения будет сообщена дополнительно. С другими коллекциями, показанными ранее в рамках проекта, вы можете ознакомиться на сайте Руднянского исторического музея: http://rudnya.museum67.ru/vystavochnyj-proekt-parad-k..
Модели на фото - участницы хореографической студии "НОВЫЙ ВЕК":
Юлия Бабурченкова
Эвелина Филимощенко
Инна Вершинина
Яна Мишина
Благодарим за оказанную помощь в организации фотосъемки руководителя хореографической студии Оксану Федорову