Интервал между буквами (Кернинг):
ПРОЕКТ "ЖИВАЯ ПАМЯТЬ". Последние залпы батареи Флерова.
07.10.2020
В ночь с 6 на 7 октября 1941 года попала в окружение реактивная батарея гвардии капитана Флерова И.А. Капитан сделал все возможное, чтобы спасти батарею. Оказавшись в безвыходном положении, личный состав батареи принял бой. Многие из них погибли, в том числе и сам И.А. Флеров.
Первые залпы по врагу батарея Флёрова произвела под Оршей и Рудней в июле 1941 года. После первых залпов последовали удары по захватчикам под Ельней, Рославлем, Спас-Деменском. За три месяца боевых действий батарея Флёрова не только наносила немалый материальный урон немцам, она способствовала и поднятию боевого духа у наших солдат и офицеров, измотанных непрерывными отступлениями.
По воспоминаниям первых ракетчиков, перед последним рейдом по территории, занятой врагом, Флеров собрал всех офицеров и сержантов батареи и еще раз предупредил их о том, что в случае непредвиденных обстоятельств ни одна боевая установка не должна попасть в руки немцев. В каждой БМ-13 было размещено свыше 50 кг взрывчатки. После нажатия кнопки подрыва у водителей и командиров боевых установок было 6 секунд на то, чтобы покинуть кабины. Обстановка для батареи сложилась тяжелая: все дороги были перекрыты немцами. Двигаясь в ночное время по лесной, болотистой местности, флеровцы сумели пройти по немецким тылам около 200 км. Они надеялись достичь линии фронта, последним залпом расчистить себе путь и вырваться к своим. К этому времени реактивных снарядов осталось на один залп. Через неделю пребывания в тылу немцев горючее оказалось на исходе.
В ночь с 6 на 7 октября 1941 года батарея остановилась на опушке леса неподалеку от смоленской д.Богатырь (Угранский район Смоленской области). От нее предстояло пройти 5-6 километров открытым полем. Разведка не сумела обнаружить затаившихся рядом с деревушкой гитлеровцев. Не смогли помочь флеровцам и местные жители: немцы под страхом смерти запретили им выходить из дворов. По воспоминаниям выживших ракетчиков, машина разведки тронулась с выключенными фарами. Через несколько минут за ней колонной потянулись реактивные установки тоже с погашенными фарами. В первой находился сам Иван Флеров. Все шло нормально. Вдруг впереди, у д.Богатырь, Флеров заметил силуэты людей, и в тот же миг на батарею обрушился шквальный огонь. Потом на нее ринулись танки и пехота с целью захватить секретное оружие русских.
Вот что вспоминал о последних мгновениях жизни своего командира сержант Овсов: "Капитан Флеров был ранен осколком в лицо. С трудом взобравшись в кабину головной машины, он схватил ручку управления и крутанул ее на "залп". С установки сошла ракета, а через мгновение БМ-13, разваливаясь на части, взлетела на воздух… Другие расчеты батареи в точности повторили действия своего командира: от секретных установок остались лишь груды искореженного и обугленного металла".
Только 46 воинам удалось выйти из окружения. Легендарный комбат и остальные бойцы, до конца с честью выполнившие свой долг, считались "без вести пропавшими". Долгие годы о судьбе командира первой батареи "Катюш" ничего не было известно. И только тогда, когда удалось обнаружить документы одного из армейских штабов вермахта, где с немецкой скрупулезностью сообщалось о том, что же произошло на самом деле в ночь с 6 на 7 октября 1941-го года у смоленской деревушки Богатырь, сомнения развеялись. Стало известно, что никто из участников последнего боя не попал в плен. Капитан Флёров был исключен из списков пропавших без вести.
В 1960 году был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза (посмертно, представление было подписано командующим Ракетными войсками и артиллерией Сухопутных войск маршалом артиллерии К.П. Казаковым). Однако после долгих проволочек И.А. Флёров посмертно был награжден только орденом Отечественной войны 1-й степени. Понадобилось ещё 30 лет, чтобы подвиг комбата был достойно оценен. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне указом Президента Российской Федерации от 21 июня 1995 года N 619 капитану Флёрову Ивану Андреевичу присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно. Только в 1995 году поисковой группой было найдено место захоронения первых ракетчиков. Останки капитана Флёрова и шести бойцов были перезахоронены в деревне Богатырь Смоленской области у большака Вязьма – Юхнов.