Интервал между буквами (Кернинг):
ПРОЕКТ "ЖИВАЯ ПАМЯТЬ"
18.04.2020
Ксения Константинова родилась в селе Сухая Лубна (Липецкой области) в семье учителя начальных классов Семена Григорьевича и его супруги Арины Семеновны. С отличием окончила Липецкую фельшерско-акушерскую школу. Второй день войны шестнадцатилетняя Ксения встретила в военкомате. Просилась на фронт, даже плакала, но безуспешно — не разрешили ввиду юного возраста. Вторая попытка (в 1942 году) тоже обернулась неудачей. А в третий раз Ксения добилась разрешения. Родным ничего не сказала, не хотела уговоров и слёз. И ранним февральским утром 1943 года потихоньку ушла из дома. Даже записку оставить побоялась: вдруг мама примчится к военкомату? Мама и примчалась, едва догадалась о поступке дочери. Да было поздно. А вскоре получила письмо:
"Мама, я не могу смотреть спокойно на все происходящее, когда ненавистные фашисты топчут нашу родную землю. Прости, мамочка, я сделала то, что мне подсказало сердце", - писала Ксения в письме матери. Собственно, больше почти ничего не значилось в том коротеньком письмеце...
Ксения окончила курсы медсестёр и была зачислена санинструктором в 3-й батальон 730-го стрелкового полка 204-й стрелковой дивизии. "Не вернусь домой до тех пор, пока останется хоть одна фашистская гадина на нашей земле", - писала девушка в письмах с фронта к семье.
Они сражались на Курской Дуге. И старшина медицинской службы Ксения Константинова тоже сражалась. Однополчанам говорила, что ей уже 25 лет, и потому жалеть и беречь её нечего. Но бойцы смотрели на худенькую девочку и понимали: до 25-ти ей далековато. Удивлялись силам: Ксения выносила раненых без устали, словно не чувствуя тяжести. Однажды вытащила старшину батальона по фамилии Зирденко, который потом утверждал, что весит сто пять килограммов.
В одном из боев на Курской дуге Ксению ранили и отправили в госпиталь в Тулу. "Папа, на Курско-Белгородской дуге меня контузило и исцарапало осколками снаряда. Получила благодарность… и представлена к награде", - пишет Ксения отцу.
Но долго лежать не стала: "Как же они без меня? - сказала девушка главврачу. - Ведь их никто не вытащит с поля боя, так и будут там лежать до нашей победы?".
И уже скоро летит письмо домой: "Папа, побросала все бинты я со своего тела, спешу на фронт – добивать фашистов". К этому времени она уже была награждена медалью "За боевые заслуги".
Снова передовая. Снова бои. Ксения, казалось, вообще никогда не спала: каждую минутку посвящала раненым. Если не требовалось оказывать медицинскую помощь, писала под диктовку письма, причёсывала бойцов, брила, стирала им одежду.
В сентябре 1943 года дивизию перебросили на Смоленщину. 1 октября после боя Ксения собирала раненых у д.Шатилово. Тяжелораненых оказалось очень много, медикаментов не хватало, а помощь требовалась срочная. Многие солдаты находились без сознания, никто не мог ходить. Ксения пешком отправилась в медсанбат, а вернулась в повозке. Ксения стала оказывать помощь и одного за другим переносить солдат в повозку. Но места всем не хватило. Решили, что ездовой отвезёт раненых в медсанбат и вернётся за остальными. Повозка только тронулась с места, как показалась большая группа гитлеровцев — около ста человек.
- Скорей уезжай! - крикнула Ксения. - Мы задержим их! Гони!
Повозка скрылась за кустами. А здесь осталось несколько бойцов, которые не могли сражаться. Поэтому никакого "мы" на самом деле не было, и Ксения это знала. И крикнула так только затем, чтобы ездовой уехал и спас людей. Фашисты приближались. Противостояла им всего одна девушка, почти девочка, с автоматом в руках. Она отбивалась до последнего патрона.
Солдаты ее батальона нашли изувеченное тело молоденькой девушки в форме санинструктора. "Перед нами предстала страшная картина казни нашего санинструктора, моей любимой девушки. Смерть Ксении была страшной", - вспоминал Валентин Лазоренко. Данные разнятся: одни источники, в частности, Валентин Лазоренко, сообщают, что убитых было около 20, другие утверждают, что около 60.
Ксения Константинова похоронена в братской могиле в д.Распопы Руднянского района.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками старшине медицинской службы Константиновой Ксении Семёновне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.