Интервал между буквами (Кернинг):
Федеральная акция "ЗВЕЗДА ГЕРОЯ"
20.03.2022
Иван Андреевич Флеров – Герой Российской Федерации (1995), командир первой в РККА отдельной экспериментальной батареи реактивной артиллерии, капитан.
«Иван Флёров – подтянутый широкоплечий человек выше среднего роста с обветренным энергичным лицом и светло-серыми глазами… Ладно подогнанная насквозь промокшая шинель была туго перепоясана широким ремнем и перекрещена портупеей, лямками бинокля, противогаза, полевой сумки…».
«…он считал, что все трудности походной жизни командир должен переносить наравне с подчиненными. Батарейцев это не удивляло. Они привыкли, что слово их командира не расходится с делом».
«Все безмерно уважали командира. Иван Андреевич своих солдат и офицеров – а это более ста семидесяти человек – знал по имени-отчеству и только так к ним обращался даже в самых критических ситуациях и никогда ни на кого не повышал голос. Флёров был настоящим командиром, его любили».
…Ранним утром 14 июля Флерова вызвали в штаб Западного фронта. Приказ – примерно в 15 часов нанести удар по железнодорожному узлу Орша. Задержать врага хотя бы на сутки.
15:14 7 боевых установок вынырнули из леса и заняли огневую позицию. После команды: «Залп!», из лощины донесся ни с чем несравнимый рев и скрежет, леденящий кровь. Вверх вырвались огромные черные клубы дыма, а из него взметнулось ввысь краснохвостые ракеты. Сразу после залпа огневые позиции опустели. Боевые установки на предельной скорости устремились к лесу. А на железнодорожный узел обрушился огненный смерчь. Гитлеровцы не могли понять, что произошло. Сплошная завеса ревущего огня поднялась над путями. Казалось, горит даже металл. Через 5-6 минут железнодорожный узел превратился в море огня. Фашисты устремились в то место, откуда раздался залп. Однако, пролетев 2 раза над установками, не сбросили ни одной бомбы. Они имели задание уничтожить какое-то совершенно необычное оружие, и приняв небольшую батарею за понтонеров, пролетели мимо.
15 июля батарею перебросили на 60-70 км. северо-восточнее Орши, к городу Рудня. Здесь, с огневой позиции у д.Шубки она произвела три исключительно удачных залпа по скоплению вражеских войск. Владимир Палицин, командующий 3-м стрелковым батальоном 449 полка, 144 дивизии вспоминал:
«…14 июля 1941 года наш батальон атаковал город Рудню, пытаясь выбить оттуда гитлеровцев, но атаки не увенчались успехом. 15 июля я получил приказ от командира дивизии М.А.Пронина, ныне генерал-майора в отставке, Героя Советского Союза, вновь развить атаку на город. По данным разведки дивизии, в Рудне было большое скопление фашистских войск... Батальону придано 3 танка Т-34. Это хорошо, но нет артиллерии, которая могла бы поддержать наше наступление. Слева, по дороге, идущей мелким кустарником, ко мне подошел стройный, чернобровый офицер, с черными артиллерийскими петлицами. Представился: «Капитан Флёров». Доложил, что по решению высшего командования он будет поддерживать наступление батальона артогнем. Я улыбнулся и недоверчиво спросил: «Где же ваша артиллерия?». Флёров мне не ответил, а задал мне вопрос: «Когда и куда дать огонь?». Тогда ни я, ни бойцы не знали о грозном оружии, которое было доверено этому стройному капитану. Я снова улыбнулся и сказал: «Надо дать огонь по западной окраине города, когда пехота перейдет в наступление, по сигналу красная и зеленая ракеты. Второй залп дадите по восточной окраине города по сигналу две красные ракеты». Он ушел, а я не очень верил в то, что артиллерия нас поддержит. Артиллерийских позиций не было видно. И вот еще не успели отгореть ракеты, как из лощины левее моего КП что-то сильно зашипело и длинные огненные языки поползли на запад. Смертельный груз ошеломил фашистов, они сразу же прекратили огонь. Батальон броском овладел высотами, почти без потерь. Роты окопались и начали подготовку к атаке на город. Капитана Флёрова больше не видел, но когда подал две красные ракеты и бойцы пошли в наступление, был дан второй залп по восточной окраине города. Подаю команду: «Батальон! Вперед за Родину». Впервые я шел впереди цепи бойцов, шел, устремленный на запад. Фашисты не выдержали нашей атаки и, бросая все, бегут. Героически сражаются бойцы рот под командованием старших лейтенантов Кузнецова, Киселева. Оба они были ранены в боях возле речки Ольшанки. Так 15 июля мы провели успешную контратаку на город Рудню…».
Батарея Флёрова спасла под Рудней от окружения 20-ю армию. Из этих мест гитлеровцы вывезли 3 эшелона убитых и раненых. Залпы батареи под Рудней наблюдал генерал-лейтенант, ныне Маршал Советского Союза А.И. Еременко.
Октябрьской ночью 1941 года флёровцы приняли свой последний бой у деревни Богатырь нынешнего Угранского района. Лишь спустя тридцать два года, 21 июня 1995 года Ивану Андреевичу Флёрову присвоено звание Героя России. В этом же году 4 октября поисковики нашли могилу первого комбата «Катюш».
Алексей Иванович Баукин - Советский ас - Герой Российской Федерации (2008), майор. Он мог получить звание Героя Советского Союза еще в 1943 году, но ему не хватило для этого буквально двух-трех дней жизни.
Гвардии майор Баукин Алексей Иванович был командиром эскадрильи 42-го дальнебомбардировочного авиационного полка 36-й авиационной дивизии дальнего действия.За время боевых действий экипажем Алексея Баукина совершено 182 вылета, 170 из них - ночью! Экипаж Баукина наносил массированные удары по объектам глубокого тыла противника (Берлин, Штеттин, Данциг, Кенигсберг, Тильзит). В 1942 году обеспечивал проход транспортов союзников в наши северные порты. В период с 27 мая по 1 июня и с 15 сентября по 12 октября в полярных условиях бомбардировщик Баукина совершил 18 боевых вылетов по уничтожению аэродромов противника. В одном из налетов экипаж Баукина уничтожил 50 самолетов противника и склад авиабомб. Документальная история авиаполка свидетельствует о том, что экипажу Баукина поручались самые ответственные задания. И ни низкая морская облачность, ни дожди, ни грозы, ни яростные атаки противника, не могли снизить боевой порыв отважного летчика и его товарищей. За боевые заслуги отважный летчик был награжден орденом Ленина и орденом Красной Звезды и многими другими боевыми наградами. В ночь на 21 сентября 1943 г. в районе п. Понизовье, после выполнения боевой задачи по железнодорожному узлу Витебск, экипаж Баукина погиб. По словам участника тех событий А.П. Коновалова, машины упали в районе деревень Пашки, Беказы, Печки. «Мы возвращались с задания. Бомбили железнодорожный вокзал г. Витебска. Под городом Велижем самолет попал под зенитный обстрел и был подбит. В самолете были стрелок - радист старшина А.А. Луковкин, младший сержант А.С. Демехин и командир Баукин А.И. Мне удалось выпрыгнуть с парашютом. Попал к партизанам, затем был переправлен в свой авиаполк...» . По всей вероятности, стрелок-радист старшина А.А. Луковкин, и стрелок, младший сержант А.С. Демехин были не в состоянии покинуть «потрепанный» самолет, а командир свято выполнял приказ военного времени: «Сам погибай, а машину спасай». Так втроем и приняли смерть отважные летчики-герои, недотянув до аэродрома. Боевая машина, управляемая командиром эскадрильи майором Баукиным упала в урочище «Лог», недалеко от деревень Осово и Пашки.
Место гибели экипажа гвардии майора А.И Баукина разыскивалось 32 года. Местом падения и захоронения героев заинтересовались боевые друзья, дети Алексея Ивановича, близкие родственники. 13 августа 1976 года останки храброго экипажа были перезахоронены в братскую могилу в поселке Понизовье воинами Смоленского гарнизона. На этом мероприятии присутствовали, кроме военных, понизовцы, жители д. Пашки и Осово, дети и внуки А.И Баукина, некоторые однополчане. 30 августа 1983 года на месте гибели экипажа ИЛ-4 установлен памятный знак.
Замечательный летчик лишь через 65 лет стал Героем России — одним из последних воинов Великой Отечественной, удостоенных Золотой Звезды с российским триколором на колодке.