Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Руднянский исторический музей»
Версия для слабовидящих

Новости

Цикл публикаций "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НУМИЗМАТИКА". Часть 3.

24.12.2021

Появление ассигнаций во всём мире изменило судьбу монет. Они перестали играть заметную роль, уступив место бумажным деньгам.

Как только был запущен печатный станок, Россия столкнулась с актуальной и на сегодняшний день проблемой инфляции. После войны 1812 года стоимость бумажного рубля упала до 20 копеек серебром. После прихода Наполеона количество подделок значительно увеличилось, и бумажные деньги начали стремительно обесцениваться. К слову, отличить подделку можно было по подписи: на фальшивых купюрах она была отпечатанной, в то время как на подлинных купюрах подписи ставили чернилами от руки в Сенатской типографии.

Узоры в качестве защиты

Изначально не подделывал ассигнаций разве что ленивый, но в 1815 году построили новое бумагоделательное и типографское производство для изготовления ассигнаций и ценных бумаг с гербом - Экспедиция заготовления госбумаг (нынешний Госзнак), которому была поставлена задача по улучшению качества выпускаемых банкнот.

Открылось сразу несколько мастерских: граверная, нумерационная, механическая, типография и бумажная фабрика. Пришли на помощь государству и художники, расписывая ценные бумаги сложными узорами в стиле ампир.

Разрабатывал новые ассигнации знаменитый инженер Августин Бетанкур и директор Экспедиции князь Александр Хованский, утверждал лично Александр I.

   

В 1864 году произошла новая техническая революция в изготовлении банкнот. Экспедиция закупила сложные машины для создания уникальных узоров, стала применяться гальванопластика и металлографическая печать. На деньгах появились полутона, а приход в Экспедицию Ивана Орлова со станком собственной конструкции позволил печатать многокрасочный рисунок в один прием — до этого приходилось готовить отдельную форму для каждого цвета.

Денежные портреты

В 80-х годах ХIХ века купюры стали украшать не только императорские регалии, но и сами черно-белые портреты венценосных особ. Оригиналы были выполнены тушью и гуашью художником-академиком Дютаном. К примеру, на банкноте в 5 рублей был изображен Дмитрий Донской (с портрета князя в Донском монастыре), 10 рублей - Михаил Федорович (с портрета Романовской галереи Эрмитажа), 100 рублей - Екатерина II (с работы художника Лампи 1792 года).

 

Банкноты с ликами монархов сразу же получили прозвища. 100 рублей с Екатериной II - "катенька", 500 рублей с Петром I - "петруша". К слову сказать, портреты на купюрах в те годы уже являлись образцом высокого искусства. Печать выполнялась путем гравировки, рисунок повторялся на белой части банкноты водяным знаком. Лицевую сторону украшали императорские регалии.

   

"Петруша", бывший в обращении с 1898 по 1912 год, стал самой крупной в смысле размера купюрой - 27,5 на 12,6 сантиметра (для сравнения, размер обычного листа для принтера - 29,7 на 21,0 сантиметра). В 1910 году среднестатистический российский рабочий зарабатывал одного "петрушу" за два года - то есть в год 250 рублей.

Временное правительство хоть и напечатало обезличенные керенки в 20 и 40 рублей - клочки бумажки 5 на 6 сантиметров, но продолжило выпуск бумажных денег царского образца.

Инфляция потребовала добавить 250 и 1000 рублей. На тысяче изобразили Таврический дворец, где заседала Госдума, а на банкноте в 250 рублей - двуглавого орла, но уже без монархических регалий.

Герб СССР и надписи на языках союзных республик появились на банкнотах в 1924 году, а с 1937 года на купюрах красовался потрет Ленина.

        

Художники Госзнака

Самым известным художником по "советским деньгам" был Иван Дубасов. Он начинал школьным учителем рисования, а затем победил в конкурсе на лучший эскиз почтовой марки к пятилетию Октябрьской революции. В жюри конкурса были представители Госзнака, они-то и пригласили молодого живописца на работу. Дубасов ввел правило использовать на всех купюрах портрет Ленина, опираясь при этом на художественный стиль ампир.

Иван Иванович стал автором всех эскизов денежных знаков 1947 года и оборотной стороны всех купюр 1961 года, банкноты образца 1991 года выпущены уже после смерти художника, но по его эскизам. Автором нынешних купюр, получивших название "От Москвы до самых до окраин", стал ученик Дубасова - заслуженный художник России Игорь Крылков. Одной из первых утвердили сторублевую банкноту с изображением Большого театра, для эскиза которой он использовал фотографии театра из фотохроники ТАСС.

 

Назад

Руднянский исторический музей

Тел.: +7 (48141) 4-22-41
Электронная почта: muzeum2014@yandex.ru




Анонсы мероприятий и 
выставок

МАЙ



















 

 

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Руднянский исторический музей», 2022

 

Web-canape — создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика

Главная | Карта сайта | Интернет-приемная

Адрес: 216790, Смоленская обл., г.Рудня, ул.Киреева, д.48-а
Телефон: +7 (48141) 4-22-41
E-mail: muzeum2014@yandex.ru