Интервал между буквами (Кернинг):
Цикл публикаций "ПРОФЕССИИ СТАРОЙ РОССИИ". Часть 35. САПОЖНИК.
04.07.2025
Шитьем обуви занимались главным образом кожевники, поскольку у них на руках было готовое сырье. Шили кожаную обувь на деревянных колодках. При этом обувь нередко кроилась одинаково на правую и левую ногу. Возможно, потом ее разнашивали, а может быть, надевали попеременно. Во всяком случае, про такую обувь есть старинный совет: чтобы избавиться от Лешего - надень сапог или лапоть с правой ноги на левую, а с левой на правую.
Кожаную обувь делили на три большие группы: поршни, башмаки и сапоги. Простейшие поршни делались из одного куска кожи, стянутой по краям ремешком. Такую мягкую обувь легко было приспособить для любого размера ноги, меняя натяжение ремешка. Не случайно мягкие поршни служили первой обувью для ребёнка. Туфли или башмаки отличались от поршней вшитой подошвой. Её нередко кроили даже из другого вида кожи, нежели верх, и соединяли самыми разнообразными видами швов. Для подошв чаще всего использовалась толстая, прочная кожа из хребтовой части шкуры (иногда лошадиной), а для верха - более эластичная и мягкая, взятая с брюха, «чрева» животного (обычно коровы или козы). Нежные, тонкие башмачки назывались поэтому «черевиками». А вот сапоги имели не очень высокое - ниже колена - голенище, которое спереди было обычно повыше, чем сзади, и мягкую подошву без каблука и железных подковок. Иногда такая подошва кроилась из нескольких слоев кожи. Сапоги были двух видов. Одни имели мягкое, слегка расширяющееся кверху голенище, примерно равное по высоте длине следа ноги. У щиколотки оно схватывалось ремешком, продёрнутым в прорези. У другой разновидности сапог голенище было несколько жёстче, а в задник для придания формы иногда подкладывалась берёста. Сапоги делали не только удобными, большое значение уделялось и украшению обуви.
Сапожники были людьми уважаемыми, а успешные в своём деле, довольно зажиточны. Эти мастера могли обеспечить своих домочадцев и добротной одеждой, да и дома хорошие выстроить.
Начиная с XVIII века данное ремесло переросло в обувную промышленность. Обувь стала более доступной, ее было много и на любой вкус. По мере открытия фабрик и цехов, производство стало в большинстве своем автоматизированным, однако труд мастеров по ремонту до сих пор не изжил себя. Ведь любой вопрос, связанный с починкой любимых сапог, решит только он.