Интервал между буквами (Кернинг):
Цикл публикаций "ПРОФЕССИИ СТАРОЙ РОССИИ". Часть 26. ПОВИТУХА.
02.11.2024
Здоровье малыша и молодой матери во многом зависели от повитухи. Если ребенок находился в неправильном положении - шёл ножками вперёд, то она пыталась руками исправить это. Если поменять положение малыша не удавалось, то переходили к более радикальным мерам. Например, роженицу подвешивали за ноги к потолочной балке в избе.
Наконец, когда муки родов позади, повитуха перевязывала пуповину младенца. Причём девочке её отрезали на веретене, прялочном донце или челноке от ткацкого станка, а мальчику - на топоре или другом предмете, отражающем половую принадлежность мальчика.
После родов следовало "похоронить", закопать в землю детское место, этим тоже занималась повитуха. Часто место захоронения выбирали в зависимости от пола новорожденного: если мальчик, то зарывали во дворе, где стоит лошадь, если девочка - то у ворот двора.
Когда роженица благополучно разрешалась от бремени, повитуха не сразу покидала ее. Она находилась рядом не менее трех суток. Более того, "бабка" вместо мамочки выполняла домашнюю работу - готовила обед, доила коров, убирала избу. Ведь у только что родившей женщины на это просто не хватало сил.
За проделанную работу повитуху полагалось "одарить". Это могли быть предметы, участвовавшие в очистительном обряде (мыло и полотенце), хлеб, одежда, отрезы ткани, а ближе к концу XIX века - деньги.
Когда наступало время крестин, не последнюю роль в обряде играла повивальная бабка. Она купала и пеленала младенца до крещения, давала напутствие родителям и крёстным, с ней могли советовались об имени ребенка.
Но бывало и так, что ребёнок рождался очень слабым, шансов на выживание было мало. Тогда повитуха могла крестить его самостоятельно: она трижды поливала его водой со словами: "Во имя Отца, во имя Сына, во имя Святого Духа. Аминь".
В народе сложилось представление, что между повитухой и принятыми ею малышами, на всю жизнь устанавливались близкие духовные связи. Считалось, что повивальная бабка, наряду с родителями, несла ответственность за них. Она принимала участие в важных событиях жизни этих детей: присутствовала на свадьбах и проводах в армию.
А ещё в честь повитух проводили особый праздник под названием "Бабьи каши", отмечался он 8 января, на второй день от Рождества. В дом к повивальной бабке приходили родители детей, которых она принимала, приносили подарки и угощение. А после все вместе трапезничали ритуальной кашей. Таким образом, женщины деревни выражали свою безмерную благодарность за оказанную им помощь в родах.