Интервал между буквами (Кернинг):
Цикл публикаций "ПРОФЕССИИ СТАРОЙ РОССИИ".
03.05.2023
Для формовки глиняной посуды применялись как ручные, так и ножные круги. Простейший гончарный круг укреплялся на грубой деревянной скамье с отверстием. В отверстие вставлялась ось, державшая большой деревянный круг. На него и клали кусок глины, предварительно подсыпав на круг золу или песок, чтобы глина легко отделялась от дерева. Гончар садился на скамью, вращал круг левой рукой, а правой формировал глину. Таков был ручной гончарный круг, а позднее появился и другой, который вращали с помощью ног.
Ножные круги были более универсальные и были с неподвижной и подвижной осью. Ножной гончарный круг приводили в движение с помощью махового колеса, расположенного внизу, которое вращают ногами. При этом обе руки гончара остаются свободными, что позволяет формовать изделия не только спиральным налепом жгута, как на ручном гончарном круге, но и вытягивать из целого куска глины.
Сформировав сосуд, гончар подправлял форму, держа в руке ровную дощечку-скребок, а снимал с круга срезкой. Небольшой сосуд делался из одного кома глины «вытягом».
После формовки изделия сушили несколько дней на улице, затем переносили в закрытое помещение. Первую после сушки натирали до ясна черным камнем, вторую обмазывали дегтем или смолой и обсыпали порошком.
После этого гончар обжигал свои изделия либо в печи, либо в горне. Летом в мастерской было слишком жарко работать, если обжигать в печи; к тому же горн безопаснее в смысле пожара. Но устройство его не освобождало горшечника от необходимости иметь печь, которая требовалась для сушки изделий.
После обжига как в горне, так и в печи посуда остывала 12—14 часов. Вынимали посуду руками или палкой-рычажком, если изделия были еще горячие. Вынутая посуда сразу накладывалась на воз и тщательно перекладывалась сеном.
Для того, чтобы сосуды имели красивый вид и были водонепроницаемыми, гончар покрывал их глазурью.
Гончару требовалось много знаний и умений, чтобы сделать красивую и прочную вещь. Он должен был хорошо чувствовать качество глины, уметь придать ей нужную форму, правильно расставить посуду в горне, поддерживать в нем ровную температуру. Гончар также прибегал к различным магическим действиям, например, на дне сосуда он чертил крест, чтобы черт не залез в горшок.