Интервал между буквами (Кернинг):
Цикл мероприятий "ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ ОТКРЫТКА 8 МАРТА".
05.03.2022
Праздник 8 марта в СССР был, прежде всего, событием политическим. "8 Марта – Международный женский день", "Слава советской женщине", "Слава героиням труда" – открытки с такими лозунгами считались официальными. На них, как правило, печатались пригласительные тексты на торжественные собрания в честь праздника, а также корпоративные поздравления. Пожалуй, самый знаменитый сюжет такой открытки – красавицы с разным цветом кожи, но с одинаково ослепительной улыбкой, всем своим видом призывающие к миру и счастью.
Для того чтобы поздравить маму, бабушку, одноклассницу или любимую девушку, приобретались открытки яркие – с красивыми женскими лицами,
букетами цветов,
забавными зверушками,
весенними пейзажами.
И надо было видеть, с каким старанием они подписывались. Текст и изящность самих букв не должны были нарушить красоты, созданной художником.
Но советские открытки не всегда были цветными. В коллекциях филокартистов много чёрно-белых поздравительных открыток начала 50-х годов ХХ века. И есть особая серия фотографических открыток, которые называют «валентинками 30-х».
В эти годы цветной офсет еще не был широко распространен и потому выпускались фотооткрытки, в том числе раскрашенные, которые напоминают открытки 1930-х годов, продававшиеся в поездах и на базарах. Они выпускались артелями, мелкими кустарями. Иногда их раскрашивали анилиновыми красителями и делали надписи типа «Люби меня, как я тебя». Они исчезли с рынка, как только Никита Сергеевич Хрущев запретил мелко-кустарную промышленность, а в продаже появились цветные открытки, издававшиеся большими тиражами.
Среди чёрно-белых почтовых открыток к 8 Марта есть с очень забавными сюжетами и веселыми четверостишиями. На дворе 1959 год, хрущевская оттепель, когда можно пошутить в Международный женский день, а не только призывать к солидарности всех женщин Земли. Кстати, открытка с горе-поваром была выпущена в Ростове на Дону.
С появлением на рынке цветных открыток возможности художников выросли. В начале 60-х прошлого века, когда оттепель еще продолжались, художники давали волю фантазии, и всячески пытались обыграть цифру 8.
Надо сказать, что наиболее демократичные открытки выпускались тогда, да и позднее, в Ленинграде. Например, вот эта – с роботом. Год издания 1963-й. Еще хрущевское время, еще продолжают шутить художники, которым доверено работать над праздничными мини-плакатами, какой и была открытка. Очень известный художник Кочергин шутит на модную тогда тему физиков и лириков, о чем говорит надпись на открытке.
Но наиболее разнообразной на открытках к 8 Марта была цветочная тема – розы, тюльпаны, подснежники, фиалки и, конечно же, мимоза, ставшая символом первого праздника весны.
Есть даже сюрреалистические для того времени сюжеты – букет аленьких цветов на крайнем Севере.
Весенние праздники в Советской России в какой-то степени заменяли людям Пасху и поэтому появление веточек вербы неслучайно, потому что это вполне пасхальный сюжет, намек на приближающееся Воскресение Христово.
Открытки с цветами выпускались самыми большими тиражами, но не отставали от них и открытки, на которых были изображены дети. Малыши мастерят подарки своим любимым мамам и бабушкам, отправляют им открытки и вместе с папой расписывают ко дню 8 Марта деревья за окном.
Не могли уйти художники и от темы космоса. Даже 8 Марта. Без ракет, скафандров и далеких звезд тогда себя не мыслил никто.
И хочется особо подчеркнуть, что многие советские открытки – это завершенные художественные произведения. Есть с такой любовью созданные художниками сюжеты, что невозможно ими не восхищаться.