Интервал между буквами (Кернинг):
МАТЮК Николай Захарович
Родился 14 (27) октября 1909 года в д.Лешно Руднянского района Смоленской области.
Советский и российский авиаконструктор; доктор технических наук; Герой Социалистического Труда.
После окончания рабфака в 1929 году поступил в МВТУ, в 1935 г. окончил Московский авиационный институт, который выделился в самостоятельный вуз.
С 1933 г., ещё в студенческие годы, работал в ОКБ Н. Н. Поликарпова. С 1939 г. — в ОКБ Микояна; в 1957—1997 гг. — главный конструктор ОКБ имени А. И. Микояна.
В последние годы — главный конструктор государственного унитарного предприятия «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ»».
Участвовал в разработке самолётов И-17, И-153 «Чайка», ВИТ-2, И-180, И-190, И-15, И-16, И-200 (МиГ-1), МиГ-3, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, И-7К, И-75, И-75Ф и Е-150.
Руководил разработкой МиГ-25, МиГ-110.
Награды: две Сталинские премии (1949, 1952), Государственная премия СССР (1954), медаль «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда (12 июля 1957), орден Ленина (12 июля 1957), Ленинская премия (1972), орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (27 декабря 1999), медали.
Умер 12 февраля 2007 года в Москве.
ПАВЛЮЧЕНКОВ Алексей Сергеевич
Родился 25 апреля 1931 года в д.Мервино Руднянского района, расположенной недалеко от озер, на крутом берегу реки Рутавечь, по которой более, тысячи лет тому назад шел один из путей «из варяг в греки».
До войны окончил 3 класса. На фронте погибли отец и все дядья. Зимой 1942 г. немцы сожгли дом, пришлось скитаться по чужим углам. В период оккупации пас скот односельчан.
После изгнания фашистов пошел в школу. В это же время стал расти авторитет, как местного художника. Оформлял и школу, и сельсовет, особенно перед выборами. Долгие годы украшали стены Мервинской, Тимошенковской и Карташевичской школ, а также правление колхоза вывески, исполненные им на стекле. Систематически обновлялись стены дома его творениями. Это была первая «картинная галерея» для него и односельчан.
1947—1951 годы пришлись на учебу в Гранкинском торфяном техникуме. На втором курсе сделал детекторный радиоприемник, и это производило на пожилых людей своей деревни ошеломляющее впечатление, они не верили, что с помощью «проволоки над хатой можно слышать, что говорят в Москве».
Три сезона (1944, 1945, 1946 гг.) пас колхозных лошадей.
После окончания техникума , уехал на работу в Новгородскую область и через год был избран секретарем Окуловского райкома комсомола, а еще через два года перевели на работу в Новгород, в обком комсомола. В 1955 году направили на учебу в Москву, в Центральную комсомольскую школу, по окончании которой был избран первым секретарем горкома комсомола Новгорода.
Закончил заочно Академию художеств в Ленинграде, стал искусствоведом и был направлен на руководящую работу в Новгородский музей-заповедник, где работал заведующим художественным отделом и директором. В 1964 году обком партии рекомендовал на учебу в Академию общественных наук ЦК КПСС. Здесь в 1967 году защитил кандидатскую диссертацию и по просьбе Смоленского обкома КПСС был направлен в его распоряжение. С 1967 по 1976 гг. работал в Смоленском пединституте в качестве заведующего кафедрой живописи и истории искусства.
В 1976 году был переведен на работу в Москву в Академию педагогических наук СССР. С 1980 года стал работать в Высшей партийной школе, сначала доцентом, а с 1985 года, после защиты докторской диссертации, црофессором и заведующим кафедрой культуры. Начиная с 1991 года, работал в этой должности в Московском Государственном социальном университете.
Таков путь деревенского мальчика эпохи социализма от пастуха до профессора столичного университета. Путь мальчика, мать которого в детстве была батрачкой и научилась читать только вместе с внуком.
ФРАНЦУЗОВА Надежда Павловна
Родилась 5 июня 1928 г. в г.Рудня Смоленской области.
Специалист в области теории познания и ист. познания; доктор философских наук, профессор. Окончила философский факультет МГУ (1951 г.) и аспирантуру там же (1954 г.).
Работала в ВПШ: научным сотрудником, старшим преподавателем, с 1976 - профессор; в 1978-92 - профессор кафедры философии АОН; с 1993 - ведущий научный сотрудник Института развития личности Российской академии образования. С 1995 - профессор Московского государственного соц. университета. Докторская диссертация - «Методологические и логические вопросы исторического познания» (1974 г.).
В трудах Французовой обосновывается неразрывная связь мировоззренческих и методологических функций философии, раскрывается специфика филос. знания и отличие философии от частных наук, методологическое значение филос. категорий (1963 г., 1983 г., 1989 г.). В работах по проблеме историзма выясняется соотношение идеи развития и принципа историзма, выявляются онтол. основы и гносеол. аспекты историзма, исследуются структура ист. познания, эвристические функции историзма, соотношение объективного прошлого и ист. реальности, особенностей анализа ист. познания в совр. заруб, филос. литературе. Выясняется также специфика ист. сознания как особой формы обществ, сознания, его структура и функции (1989 г., 1990 г.). Исследуя роль детского философствования в развитии культуры, Французова предлагает разграничивать понятие филос. бытия (или самого процесса философствования на его разных уровнях, включая обыденное сознание и детское философствование), филос. реальности (тех сторон философствования, которые стали объектом познания) и филос. (или философологии как освоения филос. реальности на теор. уровне).
Сочинения: Историческое сознание и философия // Историзм и творчество. Ч. 1. М., 1990 г.; Детское философствование и его роль в развитии культуры // Новое понимание философии: Проблемы и перспективы. М., 1993 г.; История и историческое сознание в экзистенциализме К. Ясперса // Социальная теория и современность. Вып. 9. М., 1993 г.; О природе детского философствования // Развивающее образование в системе дошкольного воспитания. Дубна, 1995 г.; Методология научного познания. М., 1996 г.; Философия творчества. (В соавт.). М., 2002 г.; Историзм и научное творчество // Развитие науки и творчества. М., 2002 г.; Meтодологические аспекты диалектики // Методологические проблемы науки. М., 2003 г.; Проблемное обучение как способ развития творческих способностей // Методологические проблемы творчества. ---М., 2003 г.// Проблемы исторического сознания в философии К. Ясперса // Философия и психопатология: Научное наследие Карла Ясперса. М., 2006 г.
ШАЛЮТИН Соломон Михайлович
Родился 2 мая 1921 г. в п. Любавичи Руднянского района Смоленской области
Специалист по теории познания, филос. науки; доктор филосовских наук, профессор.
Окончил ВПШ (1950 г.) и АОН (1959 г.), работал лектором Курганского областного комитета КПСС. Докторская диссертация — «Абстрактное мышление и вычислительная техника» (1987 г.). Затем работал зав. кафедрой философии, проректором Курганского педагогического института. С 1996 г. — профессор кафедры философии Курганского университета, с 2000 г. — на пенсии. Заслуженный деятель культуры РФ.
В работах конца 1950 — начала 1960-х гг. обосновывал право кибернетики на существование и выявлял роль процессов управления как механизмов подчинения низших форм движения высшим. В работах, посвященных искусственному интеллекту (ИИ), Шалютин показывал необходимость и пути использовании для решения проблем ИИ характеристик мышления, раскрытых гносеологией. Наиболее значимыми из них он считает категориальный строй мышления, его семиотические системы, совокупность логических структур и систему организации знания. Дал анализ свойств мышления, как облегчающих, так и затрудняющих передачу его функций машинам. На основе исследования формальных методов познания Шалютин показал, что чисто математическими методами невозможно определить классы задач, доступных или недоступных ЭВМ в отличие от человека. С конца 1980-х Шалютин сосредоточил свои исследования на проблемах филос. антропологии и аксиологии. В изменчивой сущности человека Шалютин считает инвариантами свободу и нормативность поведения. К сущности индивида он относит совокупность ее ценностей, ценностно ассимилированное содержание интеллекта и психические качества личности. Все они, однако, определяют поведение индивида лишь стохастически. В работах подчеркивается значение сакрализации ценностей для поведения и эволюции как индивида, так и сообществ.
ШАРШУНОВ Вячеслав Алексеевич
Родился 4 мая 1949 года в д.Кругловка Руднянский район, Смоленская области.
Учёный в области машиностроения, истории науки, техники и образования. Член-корреспондент Национальной Академии Республики Беларусь (2003), Академии аграрных наук Беларуси (1992), доктор технических наук (1991), профессор (1992). Заслуженный деятель науки Республики Беларусь (1998). Депутат Верховного Совета Республики Беларусь 13-го созыва (1996), Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь 1-го созыва (1997-2000). Почетный доктор "Хонорис Кауза" Пловдивского университета пищевых технологий (2010, Болгария), Почетный доктор наук Белорусской государственной сельскохозяйственной академии (2010). Академик МАН ВШ (Международной академии наук высшей школы, Москва, Россия, 1996) и академик МАН ИПТ (Международной академии наук информационных процессов и технологий, Москва, Россия, 1996). В 2008 году Номинационным Комитетом Европейской Бизнес Ассамблеи (Е.Б.А., Оксфорд, Великобритания) совместно с Ученым советом Международного университета г.Вены (Австрия) выдвигался на звание "Почетный профессор Международного университета г.Вены)".
Окончил Белорусскую сельскохозяйственную академию в 1971 году. С 1971 г.- старший инженер-контролер Руднянского районного отделения Смоленского областного производственного объединения «Россельхозтехника». С 1973 г.- мастер участка механического цеха № 1 завода Гомсельмаш.
Работал с 1973 г. ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, заведующим кафедрой механизации животноводства академии. В 1980 году защитил кандидатскую, а в 1990 г. - докторскую диссертации. В 1992—1995 гг. работал ректором Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. С 1995 по 1997 гг. — начальник главного управления кадров и аграрного образования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. В 1995 г. избран депутатом Верховного Совета Республики Беларусь. В 1997 г. перешел в Национальное собрание Республики Беларусь для работы депутатом Палаты представителей на профессиональной основе. Работал заместителем председателя Постоянная комиссии по образованию, культуре, науке. С 2000 г. — заместитель председателя Государственного аттестационного комитета Республики Беларусь. С 2003 г. по н.в. — ректор Могилевского университета продовольствия. Научные работы по вопросам разработки и внедрения энергосберегающих технологий, комплектов машин и оборудования для уборки, переработки и использования урожая сельскохозяйственных культур на семена и корм животным, а также по истории науки, техники и образования Беларуси. Автор 56 учебников, учебных пособий, справочников и книг, а также 384 научных и научно-методических работ и 74 изобретений, защищенных а.с. СССР и патентами Республики Беларусь.
ШМИДТ Евгений Альфредович
Родился 6 декабря 1920 г. в г. Рудня Смоленской области.
В начале войны студент СГПИ Шмидт в составе бригады противовоздушной обороны дежурил на крыше, защищая от зажигательных бомб общежитие. Затем в составе своего факультета копал противотанковые рвы в Краснинском районе. Институт прекратил свою работу 27 июня 1941 года.
Е.А.Шмидт закончил не СГПИ, а МГПИ в 1947 г. С 1947 по 1962 г. он - научный сотрудник Смоленского краеведческого научно-исследовательского института. С 1962 г. работает в СмолГУ, в 1981-1998 гг. - завкафедрой всеобщей истории. Доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.
Специалист по истории и археологии Верхнего Поднепровья и Подвинья (железный век, славянская и древнерусская археология, торговые и культурные связи с соседними землями). В верхнем течении Днепра впервые исследовал памятники культуры шаровидных амфор эпохи неолита, а в междуречье Днепра и Западной Двины - могильники и поселения 2-й половины 1-го тысячелетия н.э. Производил раскопки городищ и селищ, курганов и могильников.
В энциклопедии «Смоленская область» опубликованы 222 статьи Е.А.Шмидта, характеризующие археологические памятники нашей области. Далеко за пределами Смоленской области известны такие памятники, как Акатово, Вонлярово, Гнездово, Новые Батеки, Каспля, Куприно, Катынь и др. За пределами района и области известны памятники на территории Руднянского района: Рокот, Переволочье, Заозерье, Микулино, Девино, почти рядом Жичицы Демидовского района. Евгений Альфредович знает многое об археологическом памятнике деревни Приволье, у слияния рек Березина и Малая Березина. Всего же Е.А.Шмидтом произведена систематизация и публикация сведений о более чем 600 археологических памятниках Смоленской области. Как мы уже убедились, археологические памятники называются так, как называются (или назывались) населенные пункты, вблизи которых они находятся. Исчезли и продолжают исчезать многие деревни. А многовековые памятники остаются, некоторые, к сожалению, разграбленные. И со временем лишь по названию памятника можно будет узнать, что здесь в недалеком прошлом была деревня с таким названием. И в этом - историческое значение трудов Шмидта. Многочисленные материалы раскопок хранятся и экспонируются в Смоленском государственном музее-заповеднике. Он - участник республиканских, всесоюзных и международных научных форумов. Имеет 5 монографий и более 250 научных работ, опубликованных в России и за рубежом.
Евгений Альфредович продолжает преподавательскую и научную деятельность.
На археологической практике вовлекает в это интересное и полезное дело студентов, приобщает их к исследовательской научной деятельности.
Умер 27 апреля 2019 года.