Интервал между буквами (Кернинг):
Часть 5. ГОНЧАР.
Гончарное дело – одно из древнейших искусств в мире. Колыбелью керамики считается Китай, а самые ранние образцы найдены в Египте. Гончарное ремесло издревле служило для приготовления сосудов, в которых могла храниться пища, зерно, вода. Затем стали появляться новые виды предметов посуды. Гончарные изделия отличались своей прочностью, долговечностью, водонепроницаемостью.
На Руси гончарное ремесло зародилось еще в доисторическую эпоху и при раскопках археологи до сих пор находят различные горшки, кувшины, сковороды, корчаги и другую утварь, слепленную вручную. Гончарное ремесло, как и кузнечное, основано на использовании мощнейшей стихии – огня - и на умении управлять ею. Поэтому в народных представлениях гончару, как и кузнецу, приписывались владение необычным знанием и магической силой.
Глиняную посуду выделывали на гончарном круге из красной, коричневой, голубой или зеленой глины. Процесс подготовки глины был долгим и требовал от гончара мастерства и терпения. Глину обычно копали осенью, чтобы зимой она промерзла и стала рассыпчатой, затем очищали от всякого сора и мелких камешков, мяли босыми ногами, чтобы глиняная масса стала однородной, и только после этого мастер приступал к формовке сосуда.
Для формовки глиняной посуды применялись как ручные, так и ножные круги. Простейший гончарный круг укреплялся на грубой деревянной скамье с отверстием. В отверстие вставлялась ось, державшая большой деревянный круг. На него и клали кусок глины, предварительно подсыпав на круг золу или песок, чтобы глина легко отделялась от дерева. Гончар садился на скамью, вращал круг левой рукой, а правой формировал глину. Таков был ручной гончарный круг, а позднее появился и другой, который вращали с помощью ног.
Ножные круги были более универсальные и были с неподвижной и подвижной осью. Ножной гончарный круг приводили в движение с помощью махового колеса, расположенного внизу, которое вращают ногами. При этом обе руки гончара остаются свободными, что позволяет формовать изделия не только спиральным налепом жгута, как на ручном гончарном круге, но и вытягивать из целого куска глины.
Сформировав сосуд, гончар подправлял форму, держа в руке ровную дощечку-скребок, а снимал с круга срезкой. Небольшой сосуд делался из одного кома глины «вытягом».
После формовки изделия сушили несколько дней на улице, затем переносили в закрытое помещение. Первую после сушки натирали до ясна черным камнем, вторую обмазывали дегтем или смолой и обсыпали порошком.
После этого гончар обжигал свои изделия либо в печи, либо в горне. Летом в мастерской было слишком жарко работать, если обжигать в печи; к тому же горн безопаснее в смысле пожара. Но устройство его не освобождало горшечника от необходимости иметь печь, которая требовалась для сушки изделий.
После обжига как в горне, так и в печи посуда остывала 12—14 часов. Вынимали посуду руками или палкой-рычажком, если изделия были еще горячие. Вынутая посуда сразу накладывалась на воз и тщательно перекладывалась сеном.
Для того, чтобы сосуды имели красивый вид и были водонепроницаемыми, гончар покрывал их глазурью.
Гончару требовалось много знаний и умений, чтобы сделать красивую и прочную вещь. Он должен был хорошо чувствовать качество глины, уметь придать ей нужную форму, правильно расставить посуду в горне, поддерживать в нем ровную температуру. Гончар также прибегал к различным магическим действиям, например, на дне сосуда он чертил крест, чтобы черт не залез в горшок.