Интервал между буквами (Кернинг):
20.05.2020
На фронтах Великой Отечественной шли не только обычные, но и пропагандистские сражения. "Бумажный фронт" - распространение агитматериалов. Он был сформирован в первые же дни войны и оставался одной из важнейших составляющих боевых действий вплоть до самой Победы. Как пишут специалисты из Российского военно-исторического общества, чтобы описать масштаб "бумажной войны", достаточно сказать, что за все время Великой Отечественной войны было издано и распространено 2,76 млрд. экземпляров изданий пропагандистской литературы. В это число вошли 10 млн. экземпляров газет и 10,2 млн. агитационных брошюр, но подавляющее большинство составили листовки и обращения к военнослужащим и гражданским лицам – и своим, и противника. Вести эту работу пришлось до последнего дня: даже когда Красная Армия уже была на подступах к Берлину, среди солдат Вермахта еще находились те, кто верил в неизбежность победы Третьего рейха, а среди мирных жителей таких было еще больше.
Представляем вашему вниманию два сканированных оригинала такого обращения из фондов нашего музея. Первое обращение было адресовано к нашим бойцам для поддержания боевого духа и веры в Победу нашей страны, оно выпущено в 1945 г., когда до Берлина оставалось 200 км. Второе – обращение к немецким солдатам, офицерам и генералам накануне подписания Акта о капитуляции, распространено 7 мая 1945 г., выпущено на русском и немецком языке.