Интервал между буквами (Кернинг):
11.09.2021
"Пользуются красками, но пишут чувствами" (французский живописец Жан Батист Симеон Шарден).
Руднянский район богат талантливыми людьми, в том числе и художниками. Среди них уроженец Руднянского района Заслуженный художник Беларуси Космачев Константин Михайлович. В фондах Руднянского исторического музея хранится одна из его картин.
Перед нами картина Заслуженного художника БССР, уроженца Руднянского района Космачева Константина Михайловича «Село Микулино». Картина написана в 1972 году. Картон, масло. Размер: 25х34,5. На переднем плане изображено озеро Глыбай, в котором отразилось село Микулино. К озеру примыкает холмистый берег, на вершине которого – Церковь Троицы Живоначальной. По обе стороны деревянные домики. Картина в деревянной рамке, по краям багетовая рамка. На обратной стороне картины имеется дарственная надпись.
Константин Михайлович Космачев родился 7 мая 1911 года в селе Микулино. Рисовать он стал очень рано. Рисовал живописные микулинские холмы, морозные узоры с оконных стекол, солнечный закат над озером ... Рисовал углем, мелом, карандашом - чем придется. Его отец, Михаил Космачев в трудном 1919 году посылает сына на учебу в Рудню. По окончании девятилетки Константин Космачев, так и не оставивший своих детских увлечений, поступает в Витебский художественный техникум. Незадолго до войны молодого способного художника направляют в столицу Белоруссии г.Минск на двухгодичные курсы повышения квалификации.
К. Космачёв работал в области станковой живописи и графики. Из довоенных работ сохранилась картина «В подпольной типографии» (1940). В ней показана борьба белорусского народа против господства Польши. А за этой картиной, полной напряжения и динамизма, мы видим другую, которую художник назвал просто «Дивчина» - гимн жизни, красоте, молодости.
В первый же день войны Константин Михайлович добровольцем уходит на фронт. Но в одном из боев он получил тяжелую контузию и вынужден был демобилизоваться. Сразу же после освобождения Минска художник возвращается туда, становится преподавателем художественного училища, а затем художественно-театрального института.
Полного расцвета творчество художника достигает в послевоенные годы. С 1947 года художник работал над воплощением образа В.И. Ленина («Ленин в Разливе», 1947; «Накануне», 1959, вариант 1961; триптих «Незабываемое», 1962). Один из авторских вариантов картины «Накануне» был приобретён в собрание Государственной Третьяковской галереи.
В сюжетно–тематическом жанре художник написал картины «На пасеке» (1950), «В родном краю. С. Есенин» (1965) и триптих «Речицкая лирическая» (1965).
В период с 1966 по 1972 годы К. Космачёв написал галерею пейзажей с изображением архитектурных памятников России и Белоруссии («Москва. Кремлевские соборы утром»; «Загорск. Лавра. Поздняя осень»; «Псков. Гремячая башня»; «Новгород. Кремль», «Несвиж. Замок»; «Белая Вежа»; «Мирский замок»; «Слуцкие ворота. Несвиж», и др.). Образы белорусской природы художник воплотил в картинах «Ласковое осеннее утро», «Сиреневый май», «Стог клевера», «Весна пришла», «Раубичи в октябре» и др.
В 1970 - е годы К. Космачёв работал преимущественно в области станковой графики («Портрет матери», 1979; «Автопортрет», 1980; «Студентка», 1981).
Художник частенько приезжает в родное село. Одну из своих работ он целиком посвящает родному селу. Это лирический пейзаж «Село Микулино», где древний микулинский холм смотрится через озеро, со стороны деревни Заборье (та самая картина, которая хранится в фондах Руднянского исторического музея).
Художник принимал участие в более чем 50 художественных выставках: главных республиканских выставках в Минске (с 1932 года), выставках белорусского искусства в Москве и других городах СССР (с 1940 года), а также выставках белорусских художников в Румынии (1959), Великобритании (1967), Финляндии (1969), Польше (1971), Италии (1973), Австрии (1976).
Персональные выставки К. Космачёва были проведены в г. Минске в 1971 и 1982 годах.
С 27 мая по 28 июня 2011 года картины художника экспонировались в Национальном художественном музее Республики Беларусь в составе выставки «И дольше века длится …»[2].
Государственные награды СССР: орден «Знак Почёта», медали «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие». Награжден двумя Грамотами Верховного Совета БССР. Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР (1963).
Картины и графика К. Космачёва находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, фонде Белорусского союза художников, музеях Российской Федерации.
О других художниках-уроженцах Руднянского района читайте на официальном сайте Руднянского исторического музея в разделе «Исторический клуб» http://rudnya.museum67.ru/verhnee-menyu/istoricheskij-klub/hudozhniki-rudnyanskogo-rajona/
01.03.2021
1 марта 2021 года исполнилось 75 лет художнику, Заслуженному деятелю искусств Беларуси (1992), лауреату премии ЛКСМБ (1978) уроженцу д.Цегельня Руднянского района Александру Чертовичу. Александр Иванович родился 1 марта 1946 года. В 1971 году окончил ВГИК, с этого же года стал художником киностудии «Беларусьфильм».
Чаще всего в описании кинокартин, на которых он работал, можно увидеть формулировку: художник-постановщик Александр Чертович. Кто такой художник все знают, и, чаще всего, когда говорят о художниках, говорят о картинах. Мы же задумались над таким "художественным" вопросом: а кто такой художник-постановщик? Собрав материалы из интервью известных деятелей кино, мы составили рассказ о деятельности художника-постановщика, а также нашли информацию о фильмографии нашего земляка – Александра Чертовича.
06.03.2021
6 марта 1910 года родился наш земляк, уроженец г.Рудни художник Мозалев Александр Петрович.
Творчество А.П.Мозалева широко известно не только в нашей стране и в Беларуси. Его работы экспонировались на международных выставках в Англии, Франции, Канаде, Румынии, Польше, Финляндии.
Бывший студент Ленинградского института пролетарского искусства, ученик таких крупных советских художников, как М.Греков, К.Юон, Д.Кардовский, Александр Петрович в свою очередь, преподавая в художественных институтах и училищах Белоруссии, воспитал плеяду талантливых живописцев и графиков, занимающих ныне ведущее положение в изобразительном искусстве братской республики.
Александр Петрович Мозалев родился в 1910 году в Рудне. Учился в Витебском художественном училище. Когда началась коллективизация, вернулся в родные края, где работал заведующим избой-читальней. Вскоре после начала войны квартира Мозалевых в Рудне стала местом явок партизан и подпольщиков. Гестаповцам удалось выследить и арестовать Анну Сергеевну и Александра Петровича. Его жестоко пытали, дважды водили на расстрел. Не добившись от мужественного патриота ни слова признания, фашисты бросили его в концлагерь, находившийся в поселке Гранки, а потом перевели в витебский концлагерь, откуда художник был вызволен в мае 1944 года на ступавшими советскими войсками. После освобождения Александр Петрович становится солдатом, с боями прошел до Вильнюса, где был тяжело ранен.
Творчество А.П.Мозалева широко известно не только в нашей стране. Его работы экспонировались на международных выставках в Англии, Франции, Канаде, Румынии, Польше, Финляндии.
Бывший студент Ленинградского института пролетарского искусства, ученик таких крупных советских художников, как М.Греков, К.Юон, Д.Кардовский, Александр Петрович в свою очередь, преподавая в художественных институтах и училищах Белоруссии, воспитал плеяду талантливых живописцев и графиков, занимающих ныне ведущее положение в изобразительном искусстве братской республики.
Произведения А.П.Мозалева отражают двадцатипятилетний творческий путь художника. Такие его живописные работы, как тематическое полотно «После схода», посвященное коллективизации в деревне, «В партизанском штабе», «Минск. Площадь Победы», «Трамвайный парк». В разделе графики представлены листы, выполненные карандашом, тушью, углем, черной акварелью. Мужеством и суровостью веет от этих работ, тема которых - партизанское движение в годы войны. И, напротив, - художник мягок, лиричен, когда изображает родной деревенский край, мирный труд крестьян - земляков, показывает красоту и очарование русской природы. Во всех произведениях А.П.Мозалева высокое профессиональное мастерство сочетается с гражданским темпераментом художника, с чувством огромной любви к Родине и людям, живущим на ее просторах.