Интервал между буквами (Кернинг):
3 июня (по старому стилю – 21 мая) отмечается народный праздник Олёнин (Алёнин) день. По церковному календарю - это дата почтения памяти святой равноапостольной Елены Константинопольской. В церковных святцах 3 июня воздается память императору Константину и его матери Елене, но основное внимание уделяется равноапостольному Константину Великому. В народном же календаре на первое место вышла святая Елена. Произошло это потому, что её имя в простонародной огласке – Алёна, Олёна, оказалось созвучным сельскохозяйственной культуре того времени – льну. Святую считали покровительницей этого растения.
К Елениному дню крестьяне завершали посевные работы с хлебом, и сеяли яровые злаковые культуры, ячмень и гречку, сажали огурцы. По приметам, лен, посеянный в этот день, будет самым длинным. Поэтому если что-то препятствовало сеянию, то старались хотя бы положить начало этому делу и хоть горсточку льна бросить в землю. Чтобы урожай льна был хорошим, его надо было сеять после полудня. Наши предки в корзину с семенами клали вареные яйца, и перед тем, как начать посевные работы, их подбрасывали вместе с семенами. Итогом такого обряда был высокий лен на полях. Девушки пели песни, тем самым призывали хороший урожай льна. Женщины в этот день не заплетают волосы. Считается, что если их коснется Алёна-льносейка, то пряди станут такими же, как лен – мягкими, длинными и светлыми.
Лен сеяли. Когда лен всходит и начинает цвести, - это очень красиво, кажется, будто небо спустилось на землю. А что же нужно сделать, чтобы из него получилась ткань? Удивительно, как женщины справлялись раньше с обработкой льна, когда все делалось вручную и только женскими руками. Когда появлялись «коробочки», женщины рукой захватывали желтоватые стебельки льна у самой земли и вырывали с корнем. Никаких серпов в этом деле не использовалось. Потом вязались небольшие снопы и расставлялись для просушки.
Прежде чем готовить лен к дальнейшей обработке, нужно вымолотить из него семена, из которых, выжимали льняное масло. После обмолота лен расстилали по всему полю. Желательно, чтобы поле было слегка болотистым, влажным, еще хороши туманы и роса. Так лен отдыхал на поле около месяца. Передерживать опасно, ткань будет не такой прочной. Потом лен собирали и опять на сушку! Высушенный лен имеет неказистый вид: темный, сухой, ломкий, занозистый. И только сами мастерицы знали, как идет превращение невзрачного стебелька в белоснежную ткань. Высохшие стебли льна легко ломаются, и только теперь их несли разминать, для этого было специальное приспособление: мялка. Измятый лен необходимо очистить от остатков кострики. Левой рукой держали на весу, правой били по нему тонким ребром деревянного инструмента, который называется трепало. Трепание — тяжелая и грязная работа. За день трепки все кругом покрывалось серой пылью, а женщины закрывали свои лица платками. Отрепанный лен держали в сухости, затем расчесывали. После очеса скатывали так называемые кудели и принимались прясть. Далее из готовых льняных ниток с помощью ткацкого станка ткали холст. А затем холст кроили, и шили из него одежду. Одежду украшали растительным или геометрическим орнаментом.
В Руднянском историческом музее есть старинные приспособления для обработки льна, лен и льняные изделия, получаемые с их помощью. Представляем вашему вниманию фотографии некоторых из них: стебель льна с коробочками, семена льна, трепало, гребень для расчесывания, кудель, веретено, прялки и самопрялки, клубочек льняных ниток, ткацкий станок, холст льняной.