Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Руднянский исторический музей»
Версия для слабовидящих

Новости

ЗНАМЕНАТЕЛЬНАЯ ДАТА

01.03.2021

Посмотрите первый попавшийся простенький сериал - его можно отличить от любого другого разве что по лицам артистов (и то не всегда). Если нам показывают на экране кафе, то это кафе типичное и условное. Если квартиру, то тоже жилище, судя по которому трудно что-либо сказать о личности его хозяина. Эти апартаменты можно совершенно безболезненно перемещать из одного фильма в другой без ущерба для содержания, что, кстати, и делают некоторые наши «киношники». Квартира «кочует» из сериала в сериал в неизменном виде, разве что переставят пару стульев и перевесят несколько картин. Но если режиссер хочет снять действительно хороший фильм, на его площадке серьезную работу ведет огромная команда, в том числе художник-постанощик. Задача художника-постановщика - создать уникальный визуальный мир фильма, который может принадлежать только героям этой картины. И в то же время работа художника и оператора не должна бросаться в глаза зрителям, иначе это будет плохая картина. Для режиссера весомая оплеуха, когда фильм награждают призом за изображение и не дают главный приз. Художник и оператор должны работать на общий результат.
 
Прежде чем начать работать с незнакомым художником, режиссеры любят задавать вопрос, на каких картинах ему больше нравилось работать - современных или исторических? И смотрят: подойдет художник для картины или нет.В фильмографии Александра Ивановича Чертовича есть разные фильмы. Среди них есть и «современные», и исторические. Александр Чертович работал художником/художником-постановщиком на фильмах: т/ф «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова» (1971), «Веселый калейдоскоп» (1974), «Надежный человек»; аним. «Квака-задавака» (оба — 1975); «Венок сонетов» (1976), к/м «Волки» (1977, в к/а «В профиль и анфас»), «Встреча в конце зимы» (1978), «Дикая охота короля Стаха» (1979), «Половодье» (1980), т/ф «Затишье» (1981), «Сад» (1983), «Осенний подарок фей», т/ф «Рыжий, честный, влюбленный» (оба — 1984), «Отступник» (1987), «Все кого-нибудь любят... » (1988), «Высокая кровь» (1989, совм. с др.), «Ночь при дороге» (1991), «Игра воображения» (1995), к/м «Охота жить», «Падение вверх» (оба — 1998), «В августе 44-го...» (2000), «Свежина с салютом» (2001), «Между жизнью и смертью» (2002), «Вам — задание», т/с «На безымянной высоте» (оба — 2004), «Человек войны» (Беларусь, Россия) (2005), «Последний бронепоезд» (Россия, Беларусь) (2006), «Идеальная жена» (Беларусь, Россия), «Отрыв» (2007), «Инсайт» (Беларусь), Снайпер. «Риорита» (2008), Оружие возмездия (Россия, Беларусь) (2009), «Покушение» (Беларусь) (2010), «Немец» (Беларусь) (2011), «Три слова о прощении» (Беларусь), «Источник счастья», «Блиндаж» (2012), «Уходящая натура» (2014), «Куба» (2016)
 
В современных фильмах, конечно, художнику себя проявить гораздо легче: полная свобода творчества (не забывая о задумке режиссера, конечно), есть масса возможностей показать свой, индивидуальный, стиль, креативность. Если же художник говорит, что больше любит работать в исторических картинах, то ему в большей степени интересна работа закройщика, реконструктора. Он понимает, что свою фантазию художника нужно ограничивать, ведь если нужно создать в военном фильме образ, например, И.В. Сталина или Г.К.Жукова, то больших отступлений от того, как выглядели эти реальные персонажи допустить нельзя, индивидуальности в исторических костюмах нет и быть не может. С другой стороны, работа в исторических картинах тоже сложная и все-таки требует особого таланта.
 
Что важно для зрителя в историческом фильме? Картинка должна быть не только реальной, но и привлекательной. Поэтому работа художника в историческом кино всегда сводится к сложному сочетанию: необходимо отразить эпоху максимально приближенно к тому времени, которое воссоздается на площадке, и при этом сделать это так, чтобы зрителю было красиво, интересно и не скучно. Иногда художники сознательно избегают достоверных подробностей - убирают из кадра уличные афиши и вывески с твердыми знаками, сводят к минимуму количество каких-либо других ярких знаков времени, чтобы сделать акцент на сюжете, той или иной истории дружбы или любви. Это делается для того, чтобы у зрителей появилось ощущение, что эта история универсальна, что она не относится исключительно к прошлому, а исторические детали только бы перегружали картину и отвлекали внимание. Художнику нужно во всем знать меру!
 
Как создается нужная цветовая гамма фильма? Можно привести такой пример: с помощью художника по костюмам собирают все лоскутки, которые смогли найти в пошивочном цехе, раскладывают эту гору на столе и начинают отбирать из нее лоскутки тех цветов, которые могли бы быть в фильме. Сейчас в этом здорово помогает компьютер, однако и таким образом, вручную, тоже работают. Цвет играет важную роль! Например, можно в сцене фильма убрать черные и белые цвета. На глаз это почти не заметно, но все костюмы - темно-коричневые, а рубашки - тонированные, холодных или теплых цветов, таким образом, цветовая гамма получается менее резкая, более приятная и позволяет выделить один, яркий цвет. Тусклые цвета часто используют, показывая военное время, «состаривая» картину таким образом. Например, снимая советский период, если на фоне тусклых цветов поставить красный советский флаг, или дать героине красную косынку, получится выразительный, яркий акцент. Иногда исторические фильмы специально снимают черно-белыми, сепией и с другими фильтрами.
 
Разница между кино и театром состоит в том, что в театре вы смотрите, а в кино вам показывают. Поэтому декорация в кино нужна для того, чтобы снимать в ней, а не чтобы снимать ее. Это одна из самых важных вещей на съемочной площадке. Еще до того как художник-постановщик приступит к работе, он должен иметь представление не только о том, как будет выглядеть сцена, но и о том, как будет снята декорация, как ее, не теряя много времени, сменить, и как потом эти кадры будут смонтированы.
 
Хрестоматийный пример: художнику-постановщику попал в руки сценарий, он увидел в нем слова про огромную пышную дворцовую залу и приступил к строительству декорации - огромное помещение, колонны, идеальная имитация мрамора. Прошли съемки, он посмотрел отснятый материал и начал ходить по студии и жаловаться на режиссера с оператором: я, мол, выстроил такую красоту, а они там сняли что-то в темном углу. А на самом деле он просто сценарий невнимательно читал: вся сцена состояла в том, что в дальнем конце полутемной залы сидела героиня и писала при свете свечи письмо. К ней подсаживался герой, участливо брал за руку, она отталкивала его и уходила прочь неслышными шагами. Спрашивается, зачем же было городить огромную декорацию? Это тот самый случай, когда человек во время работы кует свое маленькое счастье, выражает свою индивидуальность, не думая о задумке картины.
 
Работа художника-постановщика не ограничивается постройкой декораций и пошивом костюмов. Наоборот, самый интересный для него этап начинается во время съемок фильма, когда приходится работать в кадре и выдумывать что-то прямо на площадке. Если у актеров не получается определенная сцена и съемки заходят в тупик, режиссер всегда может попросить художника придумать какой-то выход, чтобы оживить эпизод и помочь актерам вытащить нужные эмоции. Бывает, следует применить прием, который известен еще со времен Чехова: действие, которое вроде бы движется в сторону драматической развязки, заканчивается комично. И наоборот, сцена, которая развивается в жанре бурлеска, имеет трагический или драматический выход. Художник-постановщик должен прямо на съемочной площадке придумать, как выразить ту или иную идею в «вещном» порядке, с помощью предметов и пластики.
 
Другой пример. В эпизоде, когда происходит яркая эмоциональная сцена, например, ссора, нужно создать сцену, пластика которой говорила бы зрителям больше, чем слова героев. И вот тогда придумывают историю, когда внешне спокойная, уверенная в своей правоте героиня выполняет ряд совершенно логичных действий, например готовит омлет: разбивает яйца, добавляет муку и масло, выливает смесь на сковородку, готовит ее, а затем аккуратно вытаскивает омлет и выкидывает его в мусорное ведро. Таким образом, зрителю становиться понятно без слов, что героиня сама не своя, что она не отдает себе отчет в том что делает. Другой пример: героиня наливает в кружку чай больше, чем это необходимо, и он льется через край, либо насыпает сахар мимо кружки, потому что отвлеклась на что-то для нее очень важное. Такие моменты придумывают тоже не без помощи художника-постановщика. Иногда в фильме специально для того, чтобы герой лучше чувствовал свой персонаж, придумывают вещи, которые в кадре не нужны: например, содержимое его карманов, которое ни разу не показывали зрителям (мелочь, пропуск на работу, проездной билет, ключи). Это важно для того, чтобы актер чувствовал свой персонаж. Для этого же человеку придумывают «хобби». Все это создает очень четкий мир человека, показывает его характер и то, как меняется его жизнь, когда в нее врываются другие люди и меняют привычный ритм жизни.
 
Иногда желание зрителей найти рациональное объяснение результатам работы художника, оператора или режиссера доходит до полного абсурда. В своё время существовала добрая традиция показывать фильм в первый раз там, где он снимался. После первого просмотра жители города, работники учреждения, о котором идет речь в фильме, и т.д. собирались, записывали свои мнения на магнитофон и даже распределяли обязанности на оставшиеся сеансы: кто-то должен был наблюдать за интерьерами, кто-то - следить за одеждой героев и т.д. После этого приглашали режиссера, выдавали свое резюме и начинали припирать к стенке вопросами. Например, когда за спиной героя треснуло стекло, символизирует ли это трещину в его отношениях с другим героем? Не всегда это задумка, иногда случайное совпадение, которое вписалось и просто не стали переснимать. Бывает и такое. Поэтому не стоит быть излишне скурпулезным во время просмотра, и в каждой детали фильма искать задумку автора. Очень жаль, когда люди отказывают себе в чувственном восприятии кино, а только ищут недостатки или «особый смысл». Никто же ведь не пробует пересказывать своими словами музыку! Идеи, которые придумываются еще до начала съемок, никогда в итоге стопроцентно не соответствуют результату. «Съемочный процесс - это последовательный ряд выходов из положения», - говорил режиссер Михаил Ромм. Поэтому работа художника-постановщика, как и других представителей киноиндустрии, - это всегда безумно интересное, увлекательное, творческое занятие, требующее сочетания долгой вдумчивой работы, и умения принимать мгновенные решения.
 
Желаем всем смотреть хорошие фильмы и получать удовольствие от работы замечательных людей, работающих в кино. Таких, как Александр Иванович Чертович!

Назад

Руднянский исторический музей

Тел.: +7 (48141) 5-07-66
Электронная почта: muzeum2014@yandex.ru


НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА



Анонсы мероприятий и
выставок

ДЕКАБРЬ


















 

 

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Руднянский исторический музей», 2024

 

Web-canape — создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика

Главная | Карта сайта | Интернет-приемная

Адрес: 216790, Смоленская обл., г.Рудня, ул.Киреева, д.48-а
Телефон: +7 (48141) 4-22-41
E-mail: muzeum2014@yandex.ru