Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Руднянский исторический музей»
Версия для слабовидящих
  • Главная
  • Новости
  • ЗНАМЕНАТЕЛЬНАЯ ДАТА. 100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ РСФСР САЛТЫКОВА Н.М.

Новости

ЗНАМЕНАТЕЛЬНАЯ ДАТА. 100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ РСФСР САЛТЫКОВА Н.М.

12.02.2022

12 февраля 1922 года (ровно 100 лет назад) родился Заслуженный учитель школы РСФСР,  отличник просвещения СССР, Салтыков Николай Михайлович, долгие годы проработавший учителем в нашем, Руднянском районе.
 
Николай Михайлович родился в д.Баранцево Новодугинского района. В 1930 г., когда Николай заканчивал 1 класс, умерла мать. Воспитывался тетками – сестрами отца. В школу ходил за 6 км и закончил ее хорошо.  После окончания средней школы подал заявление в Ленинградский корабельный институт, но ему пришел отказ. Пошел работать в школу, преподавал черчение, рисование, немецкий язык и математику. В свободное от работы время учился сам.  
 
В 1940 году призван в Красную Армию. Участвовал в Великой Отечественной войне, был назначен командиром подразделения подпольщиков. В украинском молодежном журнале «Ранок» (№ 6 1981 год) в статье «Встретимся в Ружине» есть такие строки:
 
«…Тяжкие дни выпали тогда Миколе Салтыкову под Уманью: окружение, лагерь военнопленных, куда попал он раненый и контуженый. Пережил унижения, муки жажды и голода, видел тысячи смертей за той новенькой, даже блестевшей на солнце проволокой. Ее блеск и ослепил врага, помог солдату на закате бежать из лагеря…»
 
Украинские товарищи полюбили своего русского побратима за общительный нрав, за бесстрашие, за то, что в редкие минуты затишья пели вместе украинские песни под аккомпанемент его мандолины. Грамотный, расторопный, неплохо знающий немецкий язык, он был очень полезен в отряде. Ходил в разведку, допрашивал военнопленных, разбирался с трофейными документами.
 
В конце 1943 года Николай Салтыков снова становится бойцом регулярной армии. Воевал в дивизионной разведке, с 1944 года был переводчиком при штабе дивизии. 
 
Уже к концу 1945 года Н. М. Салтыкова, как работавшего до войны учителем, демобилизуют из армии. Узнав, что родная деревенька сожжена дотла, родные разъехались кто куда, Николай Михайлович едет с товарищами на Кубань, там начинает мирную жизнь. Работал в начальной школе преподавателем практически всех предметов, даже пения. Затем работал в средней школе.
 
Женился на местной девушке. Но непреодолимо тянул родной край, своя, пусть бедная, пусть разоренная, Смоленщина. Лидия Семеновна чутко уловила это состояние мужа, согласилась на переезд.
 
В августе 1948 года Салтыковы получают назначение в Рокотянскую семилетнюю школу Руднянского района. Супруги старательно работают, растят двоих малышей, настойчиво продолжают заочную учебу. Также Николай Михайлович преподавал в Гранках, а спустя 10 лет семья переезжает в Голынковскую среднюю школу, где Салтыков проработал 24 года: с 1959 по 1983 год. 
 
Среди других преподавателей иностранного языка Николай Михайлович все более выделялся глубокими знаниями предмета, мастерским проведением урока, готовностью поделиться с товарищами всем, что знает и умеет сам. Постепенно Голынковская средняя школа становится своеобразным методическим центром, куда со всего района съезжаются преподаватели немецкого языка для обмена опытом, повышения квалификации.
 
Поражал круг интересов и увлечений этого человека: музыка, живопись, фотография, садоводство, пчеловодство, изучение языков. Знал русский, немецкий, французский, украинский, польский, болгарский чешский языки. Очень талантливый человек.
 
На рабочем столе Николая Михайловича рядом с учебниками, новинками литературы и отечественной периодикой можно было увидеть книги на немецком языке, берлинскую «Нейес Дейчланд», варшавскую «Трибуна Люду». Здесь же ноты, собственноручные рисунки учителя, книги по сельскому хозяйству: пчеловодство, кролиководство, сад и огород. И это — не какой-то там отвлеченный интерес интеллигента, а интерес действенный, практический.
 
Весной, в минуты, свободные от учебных занятий, учитель Салтыков на грядках или в саду. Ну, а в период летних каникул вообще его редко встретишь в Голынках. Чаще с ним можно повстречаться тогда на каком-нибудь отдаленном гречишном поле или лесной поляне, куда ежегодно привозит он свою передвижную пасеку. Те, кто его хорошо знал, вспоминали, что он очень интересно рассказывал об удивительном мире пчел, о личных своих наблюдениях и приметах за жизнью природы, показывал травы-медоносы, лекарственные растения. Рассказывал о новых, только что прочитанных книгах.
 
Николай Михайлович всегда носил с собой небольшую папку, в которую он выписывал из книг наиболее интересные мысли, делал газетные вырезки, фиксировал для памяти свои новые педагогические задумки к предстоящему учебному году. И с удовольствием делился всеми интересными мыслями, новыми задумками.
 
Опытом работы Н. М. Салтыкова заинтересовался областной институт усовершенствования учителей. Несколько раз он был делегирован на международный кворум учителей социалистических стран. Здесь познакомился, подружился, завязал постоянную переписку с учителями из ГДР, Польши, Чехословакии, Югославии.
 
А учебные годы бежали своим чередом. И в конце каждого из них среди десятков выпускников Голынковской школы почти ежегодно находились такие, кто, пройдя выучку у Николая Михайловича, принимал бесповоротное решение: продолжать и дальше изучение иностранного языка, положить его в основу своей будущей профессии. В одном из своих писем бывший ученик и начинающий дипломат с гордостью писал учителю: «Изучаю непальский язык. Я буду третьим в нашей стране, кто знает этот редкий язык...». Затем приходили от него письма из самых различных уголков Азии. А десяток лет спустя пришло письмо из Америки. Бывший ученик сообщал, что работает теперь в советском консульстве одного из городов США. К письму была приложена и цветная фотография, где шагает он по тротуару на фоне небоскребов. А на обороте — шутливо-многозначительная надпись: «Ваш ученик крепкими русскими подошвами протирает тротуары Америки...».
 
Награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями, знаком «Отличник просвещения СССР». В 1975 году ему было присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».
 
Умер 7 сентября 2006 года. Похоронен на кладбище в деревне Смолиговка Руднянского района.
 
_________________________________________________
Источники: 
1. Справочный материал Руднянского исторического музея
2. Воспоминания учительницы истории Голынковской средней школы Н. Голешовой (статья С. Шаповалова, Заветы Ильича от 13 февраля 1982 г.)
 
 

Назад

Руднянский исторический музей

Тел.: +7 (48141) 5-07-66
Электронная почта: muzeum2014@yandex.ru


НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА



Анонсы мероприятий и
выставок

ДЕКАБРЬ


















 

 

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Руднянский исторический музей», 2024

 

Web-canape — создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика

Главная | Карта сайта | Интернет-приемная

Адрес: 216790, Смоленская обл., г.Рудня, ул.Киреева, д.48-а
Телефон: +7 (48141) 4-22-41
E-mail: muzeum2014@yandex.ru