Интервал между буквами (Кернинг):
ВЫСТАВКА: «Вяземлаг НКВД: строительство первой советской магистрали»
25.02.2016
Сегодня федеральная трасса Москва — Беларусь – это одна лучших и важнейших транспортных артерий, связывающих города и государства. А ведь практически до конца тридцатых годов прошлого века основными были совсем другие крупные трассы — Старая Смоленская дорога и Духовщинский большак.
В 1930-е годы наша страна была бездорожным государством. Связь между селами, деревнями, райцентрами, а также межрегиональные транспортные связи осуществлялись по грунтовым дорогам и обветшалым деревянным мостам. Вторым пятилетним планом развития народного хозяйства СССР – стала борьба с бездорожьем страны.
Единственным логичным и наиболее целесообразным вариантом было строительство новой, современной автомагистрали вблизи железнодорожной линии Москва-Брест.
Решение о строительстве автомагистрали М1 было принято 80 лет назад - в марте 1934 года. И уже со второй половины 1934 года и весь 1935 год проводились изыскательские и проектные работы. Само строительство автодороги началось в 1936 году.
Первый вариант пролегания трассы Москва – Минск был предложен по старой Смоленской дороге, пересекающей большое количество сельских и городских населенных пунктов. Стоимость этого проекта в сметных ценах 1935 года составляла 1 млрд. руб., срок ввод в постоянную эксплуатацию – 1942 год.
Однако во второй половине 1936 года первоначальный проект был изменен в сторону значительного сокращения работ и удешевления их стоимости (до 600 млн. руб.). Новый проект носил скорее военно-стратегический, чем народно-хозяйственный характер.
В случае войны по советским автомагистралям предполагалось организовать быструю массовую переброску войск на автомашинах. По предварительным подсчетам, по автомагистрали Москва – Минск возможно было перебрасывать две стрелковые дивизии в сутки. Это была действительно грандиозная стройка страны. Ее вполне можно сравнить со строительством Беломорско-Балтийского канала.