Интервал между буквами (Кернинг):
ПРОЕКТ "ЖИВАЯ ПАМЯТЬ". "НОРМАНДИЯ-НЕМАН НА РУДНЯНСКОЙ ЗЕМЛЕ".
15.07.2020
Морис де Сейн родился в Париже в аристократической семье. После окончания общеобразовательной школы в 1936 году поступил в авиационную школу, получил лицензию военного летчика. Во время Второй мировой войны добровольцем воевал в авиационном полку "Нормандия-Неман" на территории Советский Союз. За время войны французские летчики крепко сдружились с советскими механиками. Лучшим примером такой дружбы была дружба между Владимиром Белозубом и Морисом де Сейном, которого в полку называли "отважным Морисом". Серьезный, сдержанный молчун Владимир из села Покровское в Днепропетровской области и остроумный, с открытой душой Морис, аристократ из Парижа были боевыми побратимами, вместе делили радости и невзгоды фронтовой жизни, вместе боролись против ненавистного врага и вместе погибли, пытаясь спасти друг другу жизнь. У них был совместный истребитель "Як-3". Владимир готовил боевую технику к вылетам. Морис бил из неё врага. Самолет никогда не подводил Мориса, потому что каждый узел, каждый механизм были отрегулированы наилучшим образом.
В письме домой Владимир Белозуб просил: "Не найдете ли вы у кого французский учебник — очень нужен". И тепло рассказывал о своем друге де Сейне. "Когда вернусь, расскажу вам про своего французского друга Мориса де Сейна. Он лихо бьет фашистов. А на досуге мы учим друг друга грамоте: он меня — французскому, а я его — русскому..."
В единственном письме, посланном через верных друзей в оккупированный Париж, де Сейн писал маме:
"Я зову его философ — Владимир чуть старше меня. Он ждет моего возвращения нетерпеливо, как и ты, мама. Но к нему я возвращаюсь чаще, чем к тебе, даже в моих мечтах о доме, иногда не один и не два раза в день. И в этом пока мое счастье. Когда я сплю и вижу тебя, он не знает ни сна и ни отдыха, он в это время делает все, чтобы я еще раз вернулся. Какой это мастер, какой это парень! Ты его увидишь, мама".
15 июля 1944 года полк перебазировался с аэродрома с. Дубравка Смоленской области до городка Микунтани (Литва). Каждый летчик брал на борт и своего механика. Полет проходил на низкой высоте, чтобы не встретиться с вражескими истребителями. В тот день Морис впервые поднялся в воздух вместе с Владимиром, чтобы перелететь на новый аэродром, ближе к линии фронта. И в воздухе вражеские пули попали в бензобак, мотор. Морис мог спастись, выпрыгнув с парашютом из поврежденного истребителя, но в кабине сидел Владимир и у него парашюта не было. Испарения бензина сжимали горло, пекли глаза. Морис потерял ориентиры и управление полетом. С земли одна за другой поступали категорические требования сначала французского майора Дельфино, а затем советского инженера Агавельяна: Приказ командования: "Прыгайте. Капитан де Сейн, немедленно покиньте самолет! Прыгайте! Немедленно прыгайте!" Но это был единственный случай, когда маркиз де Сейн не подчинился приказу. Он не выпрыгнул, не оставил друга. До последнего делал все возможное, чтобы посадить самолет. Не удалось. Последний раз набрав высоту, самолет пошел по прямой. Самолет долго шел по прямой, но летчик не прыгал. Морис решил погибнуть, но не оставить боевого товарища, жизнь которого находилось в его руках. Самолет ударился о землю и исчез в огромных вспышках пламени…
Яркой звездой вспыхнули два молодых сердца в руднянском небе, озарив наши сердца. А сердца матерей скажут потом:
Тереза де Сейн: "У него была возможность выбора, он мог остаться в живых, но мой сын поступил правильно. Я бы не хотела, чтобы он поступил иначе...".
Елена Семеновна Белозуб: "У меня был один сын. Теперь у меня их два".
...В далеком Париже у сестры погибшего Мориса де Сейна уже вырос сын Володя, названный так в честь фронтового друга ее брата. Руднянские школьники вели переписку с мадам де Сейн, матерью Мориса. Летчики прославленного полка "Нормандия—Неман" не раз приезжали в Рудню, были в Дубровке.
Легендарный полк "Нормандия-Неман" был отмечен Советским правительством орденами Красного Знамени и Александра Невского. Высокими наградами были отмечены и летчики. А четверо из них удостоены звания Героя Советского Союза.