Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Руднянский исторический музей»
Версия для слабовидящих

Новости

ГЛАВНЫЙ СИМВОЛ ШКОЛЫ.

02.09.2024

Разумеется, всегда ученики на чем-то писали: в Египте - на доске, которую держали, сидя на полу, в Древней Греции - тоже на доске, но уже сидя на персональной скамейке. В средние века появился, наконец, стол. Большой, общий, и писали, сидя вокруг него. Вот хорошо списывать, правда? Может, потому появились, все-таки, индивидуальные столики, типа конторок, - поставцы. Правда, писать за ними приходилось стоя. Ну что же это такое? То скамейка есть, стола нет, то - наоборот. Не удобно. Бедные школьники… Наконец, догадались соединить эти два предмета: стол и скамью. 

Но что же дальше произошло с партой, как случилось, что она стала такой, какой мы ее знаем сейчас? Конструкцию парты - скрепленные между собой скамья и стол придумал в 1870 году петербургский медик Федор Федорович Эрисман. Столешница наклонена, ученик сидит ровно: спинка скамейки поддерживает поясницу, подставка дает упор ногам, потому, сидя за партой, сутулиться стало невозможно. Ведущая идея конструкции: текст в книге или тетради можно читать только под прямым углом. Эрисман учел оптимальное расстояние для чтения - 30-40 сантиметров от глаза до столешницы.

Изобретение Эрисмана оказалось как нельзя кстати. После крестьянской реформы 1861 года в стране начался образовательный бум - в массовом порядке открывались народные школы, увеличивалось число гимназий, реальных училищ. И парта позволяла правильно рассадить учеников.

На изобретение Эрисмана обратил внимание Александр II, он подписал указ: поставить парты во всех образовательных учреждениях. Приказ царя выполнили неукоснительно. Парты изготавливали из дуба, выпускали в четырех размерах - под разный возраст учеников.

Парта Эрисмана была одноместной. Что создавало трудности с их размещением в тесных классах, особенно в деревенских школах. И сельский учитель Петр Феоктистович Коротков из села Бруснятского Пермской губернии внес существенные изменения в конструкцию, что сделало ее удобнее: увеличил длину, так что за ней могли сидеть два ученика, придумал сбоку крючки для ранцев, углубление для чернильницы, выемку для ручек, полку для книг под столешницей. И - самое главное - придумал откидную крышку. Парта Короткова демонстрировалась на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке 1887 года в Екатеринбурге. Парта учителя была удостоена серебряной медали.

Царствовали парты в школах до 70-х годов прошлого века. Затем, во второй половине 1970-х, начале 1980-х классы стали укомплектовываться столами и стульями. Ученикам, особенно старших классов, такое новшество очень нравилось, они наконец-то - даже в школе! - стали чувствовать себя взрослыми. А в начальной школе - парты, так любимые учителями, детьми и их родителями, сохранялись вплоть до 2000-х годов.

Мы уверены, что многие с улыбкой вспомнили свои школьные годы и символ своего детства – школьную парту.

        

        

Назад

Руднянский исторический музей

Тел.: +7 (48141) 5-07-66
Электронная почта: muzeum2014@yandex.ru


НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА



Анонсы мероприятий и
выставок

НОЯБРЬ




















 

 

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Руднянский исторический музей», 2024

 

Web-canape — создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика

Главная | Карта сайта | Интернет-приемная

Адрес: 216790, Смоленская обл., г.Рудня, ул.Киреева, д.48-а
Телефон: +7 (48141) 4-22-41
E-mail: muzeum2014@yandex.ru