Понева - (панева, панька, понява) - поясная одежда замужних женщин. Вид домотканной юбки, сшитой из четырех-пяти полотнищ шерстяной или хлопчатобумажной клетчатой ткани, стянутой на поясе узким пояском-гашником. Манера ношения поневы была различна для будней и праздников. В будние дни, при выполнении домашних и полевых работ, понева подтыкалась спереди или сбоку за пояс. В праздничные дни, при посещении церкви, в гости паневу носили «врастычку», т.е. спустив ее подол вниз. Ходить в эти дни в «подтыканной» поневе считалось неприличным.
Будничные поневы шились обычно из более грубой, чем праздничные, шерстяной ткани. Они были также более короткими и как правило почти не украшались. Единственным украшением будничной поневы мог быть цветной шнур или узкая тесемка, которые нашивались по краю подола и краям пол.
Праздничные поневы шились из более дорогой и тонкой шерсти. Они были в большинстве своем более длинными, чем будничные.
Крестьянка обычно имела в своем распоряжении 10 -15 понев, которые были предназначены для использования в различных случаях ее жизни: поневы для «великих праздников» - Пасхи и Рождества, поневы для больших праздников - Троицы, поневы для воскресных дней, поневы для траура большого (мужа, матери, детей и т.д.), поневы для малого траура ( по дальним родственникам).
Первое одевание паневы на женщину проходило очень торжественно. В дом к просватанной девушке собирались все ее родственники. Мать невесты, держа поневу в руках, предлагала прыгнуть в нее стоящей на лавке дочке. "Прынь, дитятко, прынь, милая, в вечный хомут, в бабью поневу" - говорила она. Дочь отвечала: "Хочу - прыгну, а хочу - и не прыгну". "Прыжок" девушки в поневу означал ее согласие на свадьбу.
Первые упоминания о ней встречались в древнерусских письменных источниках, а фрагменты поневной ткани были обнаружены еще в славянских курганах 10-13 веков на территории современных Московской, Владимирской, Калужской и Смоленской областей.
Андарак - женская поясная одежда типа юбки. Шился из 5-7 полотнищ синего, красного, зеленого полосатого сукна домашнего изготовления.
Верхний край собирался складками разной глубины и обшивался основной тканью, холстом или фабричной тканью. Андарак застегивался спереди или на левом боку на пуговицу, или при помощи продернутого в поясную обшивку плетеного самодельного шнура.
Как правило, андараки не имели украшений и только на некоторые из них нашивалась по краю подола полоса плиса, кружева или тесьмы.
Андарак надевался с рубахой и передником.
Название андарак применительно к полосатой шерстяной юбке было распространено в Смоленской губернии.
Украшением костюма являлся передник, на Смоленщине его называли "хвартук". Передники были сплошными, то есть одевались через голову и поясными. Передник был своеобразной визитной карточкой женщины, посчитав красные полосы внизу передника можно определить, что у этой женщины было трое детей.
Сарафан - длинная распашная или глухая одежда на плечиках или пришивных лямках. Праздничные сарафаны шились из дорогих тканей, будничные из домоткани. Различались и украшения:
- праздничные сарафаны украшались металлическими кружевами, шёлковой бахромой, шёлковыми лентами и тесьмой.
- будничные - нашивками или текстильными лентами.
В Смоленской губернии бытовал костюм с косоклинным сарафаном (местное название его: сорококлин, клинастик.) Вытянутая по вертикали трапецевидная форма сарафана придавала женщине строгость, стройность. Отличительный от косоклинного по материалу, цвету, покрою, был прямой сарафан (саян). Вид сарафану придавали сильно сосборенные вверху 5-6 прямых полотнищ пестротканой клетчатой льняной или бумажной ткани (летний вариант), или ярко окрашенной шерстяной (зимний) цветной сарафан акцентрировал внимание и придавал всему костюму праздничность и нарядность.
Продолжение следует....