Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Руднянский исторический музей»
Версия для слабовидящих

Новости

Цикл публикаций "ПРОФЕССИИ СТАРОЙ РОССИИ".

03.05.2023

Для формовки глиняной посуды применялись как ручные, так и ножные круги. Простейший гончарный круг укреплялся на грубой деревянной скамье с отверстием. В отверстие вставлялась ось, державшая большой деревянный круг. На него и клали кусок глины, предварительно подсыпав на круг золу или песок, чтобы глина легко отделялась от дерева. Гончар садился на скамью, вращал круг левой рукой, а правой формировал глину. Таков был ручной гончарный круг, а позднее появился и другой, который вращали с помощью ног. 

Ножные круги были более универсальные и были с неподвижной и подвижной осью. Ножной гончарный круг приводили в движение с помощью махового колеса, расположенного внизу, которое вращают ногами. При этом обе руки гончара остаются свободными, что позволяет формовать изделия не только спиральным налепом жгута, как на ручном гончарном круге, но и вытягивать из целого куска глины.

Сформировав сосуд, гончар подправлял форму, держа в руке ровную дощечку-скребок, а снимал с круга срезкой. Небольшой сосуд делался из одного кома глины «вытягом».

После формовки изделия сушили несколько дней на улице, затем переносили в закрытое помещение. Первую после сушки натирали до ясна черным камнем, вторую обмазывали дегтем или смолой и обсыпали порошком.

После этого гончар обжигал свои изделия либо в печи, либо в горне. Летом в мастерской было слишком жарко работать, если обжигать в печи; к тому же горн безопаснее в смысле пожара. Но устройство его не освобождало горшечника от необходимости иметь печь, которая требовалась для сушки изделий.

После обжига как в горне, так и в печи посуда остывала 12—14 часов. Вынимали посуду руками или палкой-рычажком, если изделия были еще горячие. Вынутая посуда сразу накладывалась на воз и тщательно перекладывалась сеном.

Для того, чтобы сосуды имели красивый вид и были водонепроницаемыми, гончар покрывал их глазурью.

Гончару требовалось много знаний и умений, чтобы сделать красивую и прочную вещь. Он должен был хорошо чувствовать качество глины, уметь придать ей нужную форму, правильно расставить посуду в горне, поддерживать в нем ровную температуру. Гончар также прибегал к различным магическим действиям, например, на дне сосуда он чертил крест, чтобы черт не залез в горшок.

  

Назад

Руднянский исторический музей

Тел.: +7 (48141) 5-07-66
Электронная почта: muzeum2014@yandex.ru


НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА



Анонсы мероприятий и
выставок

НОЯБРЬ




















 

 

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Руднянский исторический музей», 2024

 

Web-canape — создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика

Главная | Карта сайта | Интернет-приемная

Адрес: 216790, Смоленская обл., г.Рудня, ул.Киреева, д.48-а
Телефон: +7 (48141) 4-22-41
E-mail: muzeum2014@yandex.ru