Интервал между буквами (Кернинг):
Цикл публикаций "ИСТОРИЯ РУССКОЙ СВАДЬБЫ". Часть 4.
24.07.2020
Основной традицией была совместная помывка молодоженов в бане на второй день свадьбы. Смысл ее заключался в том, что, впервые моясь после бракосочетания, жених и невеста смывали с себя все прегрешения и грязь прошлой жизни. Именно с совместного омовения и начиналась настоящая семейная жизнь. Это было очень важно, так как начинаться жизнь должна не только с вымытым телом, а и с чистыми помыслами. Парились молодожены вениками, которые им накануне должны были подарить родители. Родители жениха, дарили невестке, а теща и папа невесты, дарили веник для бани зятю. Данные подарки считались очень важными, так как помогали молодой семье очиститься.
День был посвящён ряжению. Проходили "Поиски ярочки" (слово "ярка" в русском языке обозначало и овечку, и молодую пылкую женщину). Появлялись ряженые – молодые родственники невесты, как правило, женатые. Они заявляли: "у нас пропала ярочка" и говорили, что пришли её искать. Женщины часто были наряжены пастухами в вывернутые мехом наружу шубы, с кнутами; одевались стариками в тряпье, военными; а парни перевоплощались в старух, цыганок со смуглыми лицами, девушек. Костюм комплектовали непарными элементами одежды: разными сапогами, рукавами. Ряженые объявляли дружку виновником пропажи, одевали его в одежду из рогожки, опутывали верёвками, вместе с гостями пели ему корилки, ругали, водили, как пленника, за собой. Пока шли поиски, ряженые исполняли частушки эротического содержания, шутили. Разговаривали они неестественными голосами, слишком высокими или низкими, что веселило зрителей. Найдя спрятавшуюся новобрачную, они изучали её облик, «удивлялись» произошедшим переменам и констатировали, что теперь "она не наша"; говорили о новобрачных: "вот так парочка – баран да ярочка!". (Кстати, слово "баран" в старину имело нейтральный смысл).
Следующим обычаем было пародийное венчание ряженых жениха и невесты. Ряженые новобрачные могли торжественно появиться в сопровождении "попа" и других участников "обряда". В роли жениха выступала молодая замужняя женщина с нарисованными усами, а невесты – молодой женатый мужчина в парике с женской причёской. В наряде невесты звучала эротическая вульгарность, жених должен был быть ниже ростом и носить невзрачную или не по размеру одежду. Их встречали с "караваем", в роли которого мог выступать хлеб в форме "кирпича".
Застолье начиналось только после окончания пародийных обрядов, когда гости психологически "переварили" вчерашние опасения, все переключались на веселье и оставляли негатив в прошлом.
Застолье называлось по-разному: "княжий обед", "сырный стол", "пирожные столы". Участвовали только женатые гости - родня невесты и жениха, холостых или вообще не было, или им накрывали в другом помещении. В отличие от вчерашнего дня, молодые вели себя активно, как хлебосольные хозяева, лично встречали и привечали гостей. Молодым постоянно кричали "Горько!", а ещё заставляли постоянно называть друг друга по имени, чтобы они почувствовали себя родными.
Соблюдался и такой обычай. Невесте на колени сажали мальчика (если хотели, чтобы родился сын) или девочку (если хотели дочь). Можно было посадить обоих. Новобрачная дарила им гостинцы или пояса. Чем ловчее ребёнок спустится с колен, тем легче будут роды. Иногда вместо ребёнка сажали куклу.
Дружка разрезал сыры и вызывал поочерёдно, по старшинству, сначала родственников невесты, потом жениха, получить по куску. За это они обязаны были дарить подарки.
Испытания невесты и жениха.
Распространён был обычай испытывать молодых. Это могло происходить как на второй, так и на третий день свадьбы.
Во дворе новобрачному предстояло порубить топором на дрова деревянную чурку со вбитыми в неё монетами и забрать их себе. Иногда после этого молодым ещё и вручали пилу и просили вдвоём распилить чурку.
Возвратившись к столу, новобрачные обнаруживали, что гости забросали пол мусором и монетами. Наступало испытание молодой – обычай "выметание сора". Новоиспечённой жене вручали веник, и она начинала подметать, а гости под ноги бросали ещё монеты. Всё, что она соберёт, принадлежало ей. Если гости начинали мешать ей или сыпали дополнительный мусор, она просила заступничества у мужа, и он останавливал гостей.
Были ещё испытания молодых, проводившиеся с участием соседей, что приобщало супругов к сообществу местных жителей. Молодку проверяли хождением по воду. Прежде чем набрать ведро, она кидала в водоём "глыбку" каравая или какой-то свой дар (пояс, ювелирное украшение). Она должна была принести вёдра воды домой одна или вместе с мужем, а соседки старались качнуть её ведра или вовсе опрокинуть, и не успокаивались, пока не давали им выкуп.
Свадебное торжество продолжалось до вечера, сопровождаясь поздравлениями, задорными танцами и веселыми шутками.
А вот на третий день свадьбы принимающей стороной считались уже молодожены. Поэтому гости собирались по месту их жительства в доме родителей жениха или в их собственном доме, если молодожены собирались жить отдельно.
Вот тут вся хозяйственность молодой жены проявлялась во всей красе. Она готовила блюда и накрывала стол для дорогих гостей (конечно с помощью своих родственников). А когда гости насыщались, то молодые супруги одаривали их подарками собственного изготовления. Так молодая жена могла показать свое умение рукодельницы. Молодожены обходили гостей, благодарили их за то, чтоб те пришли на их свадьбу и за преподнесенные гостями подарки. А затем вручали свои подарки. Гости же в очередной раз поздравляли молодоженов и желали им долгой счастливой семейной жизни.
Многие из рассмотренных обрядов уже ушли из живого бытования, и это вполне естественно; "новое время,- новые песни" - гласит народная пословица, пришли взамен обрядов старых новые. Но нельзя не учитывать, что сами по себе обряды и связанные с ними фольклорные явления - это составная часть истории духовной культуры русского народа, уважение и интерес к которой не теряет - и надо думать, не потеряют - своей актуальности. Спасибо за ваше внимание к нашей публикации!