Интервал между буквами (Кернинг):
Цикл публикаций "ИСТОРИЯ РУССКОЙ СВАДЬБЫ". Часть 3.
17.07.2020
Своим чередом шли свадебные приготовления и в доме невесты. Обычно мать будит дочь со словами: "Доченька, родная ты моя кровинушка, последний раз встаешь ты с маменькиной постели. Да благословит тебя Господь Бог на жизнь в мужнином доме!". Невеста плачет. Приходят подруги помогать матери готовить невесту в дорогу. Здесь отмечаются разные варианты. По наиболее распространенному матери помогает старшая подруга. Остальные подруги рассаживались вокруг и пели песни.
В это же утро совершался и обряд расчесывания волос невесты - с расплетенной косой, с венком на голове она поедет под венец. Венок изготовлялся из искусственных цветов. Между тем за невестой прибывал жених. Невеста согласно обычаю должна, была крайне неприязненно отнестись к жениху.
Выкуп
Приехавших за невестой не сразу впускали в дом - требовался выкуп. В ряде деревень дружке прежде всего предстояло открыть запертый дом невесты. Старшая подруга невесты держала в руках банку с водой, в банке - ключ. Его дружка должен достать, но так, чтобы не пролить воду. Ключ получен. Но и после этого двери дома не открывали, говорили: "Невеста очень дорогая, требуется большой выкуп!". Выкуп платили деньгами или конфетами. Но тут возникала другая преграда: надо было найти невесту. Она наряжалась в одинаковую одежду с подругами, головы всех прикрывались сходными платками. Жених должен был как можно быстрее узнать невесту; если ему это удавалось сразу, то он получал какой-нибудь подарок.
Проводилось небольшое застолье для гостей. Жениху и невесте нельзя было есть до венчания и потому перед ними клали ложку черенком "от себя".
Наступало время благословения брачующихся. Это делали родители невесты. Во многих деревнях был обычай, когда для благословения молодых ставили на шубу. После благословения все присутствующие при обряде выходили из избы.
В селе Микулино Руднянского района существовал довольно редкий обычай. Перед отъездом в церковь, отец невесты слегка ударял плеткой дочь, приговаривая: "По этой плетке ты, доченька, знаешь батьку своего. Теперь власть эта переходит в другие руки,— теперь тебя за ослушание будет стегать муж". И отдавал плеть жениху, на что тот отвечал: "Принимаю как подарок, но думаю, что в нем нужды иметь не буду!" - и затыкал плеть за пояс.
В этот же день крестные невесты везли в дом жениха ее приданое. Помимо одежды в сундук с приданым клали кусочек хлеба, деньги, спички. Едва ли не повсеместным был обычай класть в него кирпич. Истолковывается это таким образом: кирпич нужен для того, чтобы сундук был тяжелее - мол, добра в нем много, или так: "чтобы сундуки молодых были полными добра".
Украшенный свадебный поезд - на упряжи лошадей цветы, яркие ленточки, на дугах колокольчики, на оглоблях повозки, на которых ехал дружка, прикреплялось полотенце, подаренное невестой, - красочный поезд, состоящий из 7-10, а то и больше подвод, направлялся не без торжественности в церковь. Там поджидал приезда священник, с которым договаривались заранее.
По дороге к храму, шедшей через окрестные деревни, любители хмельного "закладывали зайца", т. е. посреди дороги ставили стул, покрытый полотенцем, на него клали посыпанный солью хлеб. Поезд должен был остановиться и откупиться водкою. Во время венчания (и после) нельзя было крутить на пальце обручальное кольцо - иначе жизнь будет "крученая". При выходе молодых из церкви нельзя было допустить, чтобы кто-либо прошел между ними.
Венчание совершилось. Молодую укрывали шалью, усаживали рядом с мужем - и поезд направлялся в дом свекра и свекрови. Если обвенчанные были из одной деревни, то назад поезд возвращался дальней дорогой, не той, по которой ехали в церковь. Это делалось будто бы для того, чтобы совместная жизнь молодых была долгой.
Обрядовыми действиями была обставлена церемония встречи молодых по приезде в дом жениха. При всем различии в деталях, общими моментами встречи были благословение молодых родителями жениха иконой и хлебом-солью. Молодых обсыпали овсом, хмелем, бросали под ноги конфеты, мелкие монеты.
Между тем подходило время для начала застолья. Молодых усаживали (обычно крестные) в красный угол. Рассаживали гостей - в порядке зависимости от степени родства и их авторитета. Начинался свадебный пир. После застолья с головы невесты снимали девичий убор, заплетали волосы в две косы, укладывали их особым образом, надевали на голову кичку или покрывали платком. В большинстве случаев "окручивание" совершала свекровь.
Продолжение следует....