Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Руднянский исторический музей»
Версия для слабовидящих

Новости

Цикл публикаций "ИСТОРИЯ РУССКОЙ СВАДЬБЫ". Часть 3.

17.07.2020

Своим чередом шли свадебные приготовления и в доме невесты. Обычно мать будит дочь со словами: "Доченька, род­ная ты моя кровинушка, последний раз встаешь ты с ма­менькиной постели. Да благословит тебя Господь Бог на жизнь в мужнином доме!". Невеста плачет. Прихо­дят подруги помогать матери готовить невесту в дорогу. Здесь отмечаются разные варианты. По наиболее распространенному матери помогает старшая подруга. Остальные подруги рассаживались вокруг и пели песни.

   

В это же утро совершался и обряд расчесывания волос невесты - с расплетенной косой, с венком на голове она поедет под венец. Венок изготовлялся из искусственных цветов. Между тем за невестой прибывал жених. Невеста согласно обычаю должна, была крайне неприязненно отнестись к жениху.

Выкуп

Приехавших за невестой не сразу впускали в дом - требовался выкуп. В ряде деревень дружке прежде всего предстояло открыть запертый дом невесты. Старшая подруга невесты держала в руках банку с водой, в банке - ключ. Его дружка должен дос­тать, но так, чтобы не пролить воду. Ключ получен. Но и после этого двери дома не откры­вали, говорили: "Невеста очень дорогая, требуется боль­шой выкуп!". Выкуп платили деньгами или конфетами. Но тут возникала другая преграда: надо было найти невесту. Она наряжалась в одинаковую одежду с подругами, голо­вы всех прикрывались сходными платками. Жених должен был как можно быстрее узнать невесту; если ему это уда­валось сразу, то он получал какой-нибудь подарок.

Проводилось небольшое застолье для гостей. Жениху и невесте нельзя было есть до венчания и потому перед ними клали ложку черенком "от себя".

Наступало время благословения брачующихся. Это де­лали родители невесты. Во многих деревнях был обычай, когда для благословения молодых ставили на шубу. После благословения все присутствующие при обряде выходили из избы.

В селе Микулино Руднянского района существовал довольно редкий обычай. Перед отъездом в церковь, отец невесты слегка ударял плеткой дочь, приговаривая: "По этой плетке ты, доченька, знаешь бать­ку своего. Теперь власть эта переходит в другие руки,— теперь тебя за ослушание будет стегать муж". И отдавал плеть жениху, на что тот отвечал: "Принимаю как пода­рок, но думаю, что в нем нужды иметь не буду!" - и заты­кал плеть за пояс.

В этот же день крестные невесты везли в дом жениха ее приданое. Помимо одежды в сундук с приданым клали кусочек хлеба, деньги, спички. Едва ли не повсеместным был обычай класть в него кирпич. Истолковывается это таким образом: кирпич нужен для того, чтобы сундук был тяже­лее - мол, добра в нем много, или так: "чтобы сундуки молодых были полными добра".

   

Украшенный свадебный поезд - на упряжи лошадей цветы, яркие ленточки, на дугах колокольчики, на оглоб­лях повозки, на которых ехал дружка, прикреплялось по­лотенце, подаренное невестой, - красочный поезд, состоя­щий из 7-10, а то и больше подвод, направлялся не без торжественности в церковь. Там поджидал приезда свя­щенник, с которым договаривались заранее.

По дороге к храму, шедшей через окрестные деревни, любители хмельного "закладывали зайца", т. е. посреди дороги ставили стул, покрытый полотенцем, на него клали посыпанный солью хлеб. Поезд должен был остановиться и откупиться водкою. Во время венчания (и после) нельзя было крутить на пальце обручальное кольцо - иначе жизнь будет "круче­ная". При выходе молодых из церкви нельзя было до­пустить, чтобы кто-либо прошел между ними.

   

Венчание совершилось. Молодую укрывали шалью, уса­живали рядом с мужем - и поезд направлялся в дом  свекра и свекрови. Если обвенчанные были из одной де­ревни, то назад поезд возвращался дальней дорогой, не той, по которой ехали в церковь. Это делалось будто бы для того, чтобы совместная жизнь молодых была долгой.

Обрядовыми действиями была обставлена церемония встречи молодых по приезде в дом жениха. При всем раз­личии в деталях, общими моментами встречи были благо­словение молодых родителями жениха иконой и хлебом-солью. Молодых обсыпали овсом, хмелем, бросали под ноги конфеты, мелкие монеты.

   

Между тем подходило время для начала застолья. Мо­лодых усаживали (обычно крестные) в крас­ный угол. Рассаживали гостей - в порядке  зависимости от степени родства и их авторитета. Начинался свадебный пир. После застолья с головы невесты снимали девичий убор, заплетали волосы в две косы, укладывали их особым образом, надевали на голову кичку или покрывали платком. В большинстве слу­чаев "окручи­вание" совершала свекровь.

Продолжение следует....

 

Назад

Руднянский исторический музей

Тел.: +7 (48141) 5-07-66
Электронная почта: muzeum2014@yandex.ru


НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА



Анонсы мероприятий и
выставок

НОЯБРЬ




















 

 

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Руднянский исторический музей», 2024

 

Web-canape — создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика

Главная | Карта сайта | Интернет-приемная

Адрес: 216790, Смоленская обл., г.Рудня, ул.Киреева, д.48-а
Телефон: +7 (48141) 4-22-41
E-mail: muzeum2014@yandex.ru