Интервал между буквами (Кернинг):
Цикл публикаций "ИСТОРИЯ РУССКОЙ СВАДЬБЫ". Часть 2.
14.07.2020
В баню невеста шла с подругами. Чаще всего в обычной одежде. Но в некоторых деревнях только в одной длинной рубашке, прикрытая теплым платком, при этом рубашка надевалась наизнанку - это проявление оберега.
Подруги, вымыв невесту, уходили, но тут же в баню приходила знахарка. У невесты она как бы невзначай вырывала три волоса, произносила свои заговор и потом отдавала волоски невесте, чтобы та их хранила до рождения первого ребенка. Особое значение придавалось венику. Направляясь в баню, подруги невесты несли впереди ее наряженный лентами веник. Дело в том, что в народных представлениях с водой связана и очистительная, целебная, и оплодотворяющая сила. По выходе из бани невеста передавала веник своей сестре, и та бросала его через плечо на крышу бани и загадывала: если веник упадет комлем в сторону деревни, то замужняя жизнь невесты сложится благополучно.
Почти повсеместно обряды, связанные с мытьем невесты, завершались накрыванием стола для тех, кто мылся в бане.
Девичник
По наиболее распространенному обычаю в тот же день, когда была баня, проводилась невестина вечеринка — так называемый девичник. Последний вечер в доме родителей. Прощание с подругами. Девичник в разных местах не был одинаковым по составу его участников. В одних деревнях на вечеринке были только подруги и сестры невесты; в других—круг участников был значительно шире: приглашались девушки из деревни, парни, молодые женщины. Одетые в праздничные сарафаны, с повязанными на головах цветными платками, присутствующие девушки и женщины совершали соответствующие обрядовые действия и исполняли принятые на таком вечере песни. В обряд входило последнее расплетание косы невесты и раздача ею ленточек из косы подругам, чтобы и они скорее вышли замуж. Невесту сажали на стул, поставленный посередине избы, старшая подруга расплетала косу, остальные подруги располагались вокруг стула и пели песни.
Песни, исполнявшиеся на девичнике, сохранились в памяти пожилых женщин еще в значительном числе, едва ли не в большем, чем песни, приуроченные к другим этапам свадебного обряда. В них — и сожаление о родительском крове, тревога и робость перед новой незнакомой дорогой женской жизни. В подавляющем своем большинстве песни девичника — песни грустные.
Лились слезы искренние, лились и слезы, предписанные обрядом. Если девушка сильно плачет, ее начинают уговаривать прекратить плач, но старшие женщины советуют ее не унимать, так как существует примета: «Коли не наплачешься за столом (на девичнике), то наплачешься в доме мужа». Таким образом, и слезы имеют магическое значение.
На девичнике девушки водили хороводы.
Девичник продолжался далеко за полночь, и девушки нередко оставались ночевать у невесты.
Мальчишник
В доме жениха проводилась своя вечеринка — мальчишник. Мальчишник на Смоленщине не был широко оснащен обрядовыми действиями. Вначале была баня, ее топил отец. Жених мылся с друзьями или один. По рассказам, были и свои заговоры против «сглазу», но их уже никто не помнит. Если была «погуленка», то жених остерегался ее возможных проделок.
После бани было застолье, была и вечеринка, с приглашением парней и девушек из своей деревни. Существовал целый песенный цикл, связанный с приготовлениями жениха к предстоящей поездке за невестой, но исполнявшихся на мальчишнике песен записать не удалось. Основной мотив песен — забота о коне. Его тщательно подковывают. Мать жениха советует сыну от «злой напасти»: не ставить коня под калиною — калина дерево не счастливое.
Пользовался признанием и такой обычай: часть подруг невесты направлялась с девичника в гости на мальчишник к жениху, который незадолго до этого приезжал на девичник. Там их угощали, какое-то время они веселились вместе с гостями жениха, потом возвращались на девичник. Войдя в дом, передавали невесте поклон от жениха и от его отца.
Продолжение следует.....