Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Руднянский исторический музей»
Версия для слабовидящих

Новости

Цикл публикаций "ИСТОРИЯ РУССКОЙ СВАДЬБЫ". Часть 2.

14.07.2020

В баню невеста шла с подругами. Чаще всего в обыч­ной одежде. Но в некоторых деревнях только в одной длин­ной рубашке, прикрытая теплым платком, при этом ру­башка надевалась наизнанку - это проявление оберега.

Под­руги, вымыв невесту, уходили, но тут же в баню приходила знахарка. У невесты она как бы невзначай вырывала три волоса, произносила свои заговор и потом отдавала волос­ки невесте, чтобы та их хранила до рождения первого ре­бенка. Особое значение придавалось венику. Направляясь в баню, подруги невесты несли впереди ее наряженный лен­тами веник.  Дело в том, что в народных представлениях с водой связана и очистительная, целебная, и оплодотворяющая сила. По выходе из бани невеста передавала веник своей сестре, и та бросала его через плечо на крышу бани и загадывала: если веник упадет комлем в сторону деревни, то замужняя жизнь невесты сложится благопо­лучно.

Почти повсеместно обряды, связанные с мытьем невес­ты, завершались накрыванием стола для тех, кто мылся в бане.

Девичник

По наиболее распространенному обычаю в тот же день, когда была баня, проводилась невестина вечерин­ка — так называемый девичник. Последний вечер в доме родителей. Прощание с подругами. Девичник в разных местах не был одинаковым по составу его участников. В одних деревнях на вечеринке были только подруги и сестры невесты; в других—круг участников был значи­тельно шире: приглашались девушки из деревни, парни, молодые женщины. Одетые в праздничные сарафаны, с повязанными на головах цветными платками, присутству­ющие девушки и женщины совершали соответствующие обрядовые действия и исполняли принятые на таком ве­чере песни. В обряд входило последнее расплетание косы невесты и раздача ею ленточек из косы подругам, чтобы и они скорее вышли замуж. Невесту сажали на стул, поставлен­ный посередине избы, старшая подруга распле­тала косу, остальные подруги располагались вокруг сту­ла и пели песни.

Песни, исполнявши­еся на девичнике, сохранились в памяти пожилых женщин еще в значительном числе, едва ли не в большем, чем пес­ни, приуроченные к другим этапам свадебного обряда. В них — и сожаление о родительском крове, тревога и робость перед новой незнакомой дорогой женской жизни. В подавляющем своем большинстве песни девичника — песни грустные.

Лились слезы искренние, лились и слезы, предписан­ные обрядом. Если девушка сильно плачет, ее начинают уго­варивать прекратить плач, но старшие женщины советуют ее не унимать, так как существует примета: «Коли не на­плачешься за столом (на девичнике), то наплачешься в доме мужа». Таким образом, и сле­зы имеют магическое значение.

На девичнике девушки водили хороводы.

Девичник продолжался далеко за полночь, и девушки нередко оставались ночевать у невесты.

Мальчишник

В доме жениха проводилась своя вечеринка — маль­чишник. Мальчишник на Смоленщине не был широко оснащен обрядовыми действиями. Вначале была баня, ее топил отец. Жених мылся с друзьями или один. По рассказам, были и свои заговоры против «сглазу», но их уже никто не помнит. Если была «погуленка», то жених остерегался ее возможных проделок.

После бани было застолье, была и вечеринка, с пригла­шением парней и девушек из своей деревни. Существовал целый пе­сенный цикл, связанный с приготовлениями жениха к пред­стоящей поездке за невестой, но исполнявших­ся на мальчишнике песен записать не удалось. Основной мотив песен — за­бота о коне. Его тщательно подковывают. Мать жениха сове­тует сыну от «злой напасти»: не ставить коня под калиною — калина дерево не счастливое.

Пользовал­ся признанием и такой обычай: часть подруг невесты на­правлялась с девичника в гости на мальчишник к жениху, который незадолго до этого приезжал на девичник. Там их угощали, какое-то время они веселились вместе с гостями жениха, потом возвращались на девичник. Войдя в дом, передавали невесте поклон от жениха и от его отца.

Продолжение следует.....

Назад

Руднянский исторический музей

Тел.: +7 (48141) 5-07-66
Электронная почта: muzeum2014@yandex.ru


НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА



Анонсы мероприятий и
выставок

ДЕКАБРЬ


















 

 

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Руднянский исторический музей», 2024

 

Web-canape — создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика

Главная | Карта сайта | Интернет-приемная

Адрес: 216790, Смоленская обл., г.Рудня, ул.Киреева, д.48-а
Телефон: +7 (48141) 4-22-41
E-mail: muzeum2014@yandex.ru