Интервал между буквами (Кернинг):
Цикл публикаций "ИСТОРИЯ РУССКОЙ СВАДЬБЫ"
08.07.2020
Свадьба – очень важный момент в жизни человека. Она является началом новой семейной жизни двух людей. Конечно, обряды и обычаи, характерные для предсвадебного периода, а так же самой свадьбы, не всегда были одинаковыми. На протяжении многих веков эти обряды и обычаи трансформировались, некоторые из них и вовсе исчезли.
Старинная русская свадьба - это целый спектакль, сложный по своему составу, самый богатый в художественном отношении обряд. В нём есть все, что положено иметь драматическому представлению: тема — бракосочетание; действующие лица — жених, невеста, сват, сваха, дружка и многие другие персонажи; традиционная композиция — четыре акта (сватовство, приготовление к свадьбе, свадьба как кульминация «спектакля» и послесвадебные обряды); множество картин — сговор, смотрины, рукобитие, баня, девичник, отъезд к венцу, княжий стол, отводы и многое другое; драматический конфликт (если даже невеста выходила замуж по любви, все равно возникала драматическая ситуация, так как свадьба должна разлучить девушку с отчим домом, с молодостью и беззаботной жизнью). Мы с вами посмотрим на этот свадебный "спектакль".
НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ СВАДЬБЫ
Когда парню исполнялось 17—18 лет, родители подумывали о том, что в дом надо брать невестку. О согласии в те, теперь уже кажущиеся далекими времена, детей не спрашивали. И девушка, и парень в этом отношении находились в относительно равном положении. Обычно девушку выдавали замуж в 17—18 лет. К этому времени она была уже вполне зрелым человеком. Существовали достаточно определенные представления о возрастных возможностях и обязанностях девушек. С 9—10 лет она уже сознавала, что ей со временем предстоит замужество, и к этому надо заблаговременно готовиться, и она начинала принимать посильное участие в приготовлении собственного приданого. К 13—14 годам происходило полное приобщение девушки к семейному быту, обычаям и обрядам; она учится всем женским работам — прядению, ткачеству, уходу за скотом, печению хлебов и приготовлению пищи; познает годовой цикл обрядов и обычаев, связанных с бытовой и праздничной сторонами жизни. Девушка учится песням, свадебным и похоронным причитаниям, а иногда и сама принимает участие в пении, особенно, если в семье есть хорошие песенницы.
Решающее слово в выборе невесты принадлежало родителям, а они исходили не из интересов любовного чувства брачующихся (были, конечно, и исключения), а из здравого смысла. Выбирали тщательно, взвешивали все качества не только невесты, но и ее рода, руководствуясь народным опытом: «Выбирай корову по рогам, а девку по родам», "Жену выбирай не глазами, а ушами (по доброй славе)". Учитывалось все: и хозяйственность семьи, и моральные качества и трудолюбие девушки, и не в последнюю очередь ее внешние данные. Родители, имевшие дочерей на «выданье», так же не были безразличны к жениху. Учитывались деловые качества парня, нравственные устои его семьи ("Какой пень, таковы и отростки"), его поведение, внешность, хотя отношение к ней и не было столь придирчивым, как к внешности девушки.
Сватовство.
Выбрав невесту, посылали сватов. Кто ими был? Строгого порядка здесь не наблюдалось. В одних деревнях свататься шли отец, мать, сам жених — в роли свахи и свата. В других деревнях отец жениха, его крестный, родственник или уважаемый в деревне человек, умеющий "вести дело" и "красно" говорить и расхваливать жениха и его семью.
Традиционное время свадеб – Покров, зимний мясоед. Могли они играться и в другое время, но не в пост. Были случаи, когда невесту засватали в пост, а свадьбу играли весною. По-разному смотрели на возможность свадьбы в Пасхальные дни: в одних деревнях свадьбы играли (на третий день праздника), в других — считалось делом предосудительным.
Надо было знать, в какие дни «идти в сваты». Нельзя было свататься в понедельник (тяжелый день), в среду и пятницу (постные дни) — для сватовства эти дни считались неудачными. Суеверное отношение к названным дням недели было едва ли не во всех деревнях. Лучшими днями для сватовства считались суббота и воскресенье. Сваты направлялись вечером, шли молча, чтобы поменьше кто видел и слышал, шли не прямой, а окольной дорогой, даже задворками, опасаясь не только соседей, но и нечистой силы и «дурного глаза». Большая роль отводилась оберегам. Сваха несла в кармане запертый замок, сваты одевали разные сапоги, если ехали в зимнее время, то в сани клали поленья дров, старые лапти - все это было рассчитано на благополучный результат сватовства. Родители невесты в одних случаях извещались, что к ним придут сваты, в других — сваты приходили неожиданно. Переступив порог дома, сваты крестились, кланялись хозяевам. Сватов просили пройти и сесть. Сесть они должны были обязательно на "удельную скамью" (с правой стороны избы), недалеко от порога. Начались разговоры. Сначала на посторонние темы, а затем, осмелев, сваты уже приступали к делу. Пошел в ход какой-либо один из следующих, записанных в разных деревнях приговоров:
"Мы приехали не лапти плесть, а родню завесть", "Ваш товар, наш купец". В ответ: "У вас денег не хватит!" — "Любая цена! Выкупим!". Эти примеры (а их число значительно больше) — не только форма народной дипломатии, так необходимая для начала переговоров, но и средство защиты от злых сил, могущих помешать благополучному исходу сватовства. Как отвечали родители невесты? В случае решительного согласия выдать дочь замуж родители, ответив каким-нибудь добрым словом на приветствие сватов, выражают свое согласие на их предложение.— Ну, что же, я к вам пришел в сваты. — Ну, так что же, давай же Бог добрый час!.. Мы жили, не смешили людей, пусть и они так живут, как мы!..
Нередко были и такие случаи, когда при первом приходе сватов прямой ответ откладывался: «Подумаем, посоветуемся, сообщим!» Иногда это была форма отказа, иногда это делалось для того, чтобы выиграть время и через расспросы ознакомиться с женихом и его семьей в том случае, если жених был из дальней деревни. Иногда следовал и прямой отказ. Естественно, это вызывало раздражение сватов, и они, уходя, нередко закрывали дверь избы задним местом — чтобы никто не пришел в этот дом в сваты. Негодным сватам подруги невесты тоже старались навредить: к саням привязывали шест, коню обстригали хвост. Но и о себе заботились. Если под Новый год к кому-нибудь в деревне приезжали сваты, то девушки к их саням подвешивали свои ленты, чтобы в девках не засидеться.
В деревнях неукоснительно соблюдалось правило: младшую дочь не отдавали замуж, пока не выйдет замуж старшая. Сватам говорили: «Не с того боку зашли», "Через сноп не молотят"; иногда парень сватался к младшей, а за него отдавали старшую сестру. Тогда сестры до конца своей жизни сердились друг на друга.
Известны многочисленные случаи, когда родители отказывались выдать дочь замуж единственно по той причине, что жених был из богатой семьи — «не по росту», дочь будет служанкой. Если дело шло "по чину", сваты приглашались к столу. Как правило, они привозили с собой водку. Хозяева ставили на стол закуску.
А что же невеста? Пока за столом шли разговоры о житье-бытье, она сидела в другой комнате или находилась на печи, пока ее не позовут. Сидение на печи — не иначе, как отголосок древних верований, связанных со значением печи как семейного очага. Был такой обычай, невеста влезает на печь, а сваты упрашивают ее сойти вниз: если она спустится с печи, то этим выразит свое согласие на брак, т. е. заявит готовность покинуть семейный очаг и перейти в дом жениха.
Особенно для невесты щекотлив был вопрос, когда речь за столом заходила о приданом. Вдруг сваты запросят приданое большое — и дело тут не только в том, что оно может быть обременительным для семьи; здесь примешивается и другое, еще более огорчительное: она хорошо знает, что если невеста не нравится родителям жениха, то приданое они запрашивают большое — так уж повелось. Невесту звали, когда уже родители ее и сваты договорятся, чтобы она и жених поговорили между собой. Не всегда в лад шли эти переговоры, и не всегда девушка выходила замуж по своей охоте.
Смотрины.
За сватовством следовали смотрины, т. е. знакомство с хозяйством жениха, и проводились они в том случае, если жених был из другой деревни, и стороны, которым предстояло породниться, не знали друг друга. Приезжали неожиданно, обычно через неделю (а то и через два-три дня) после просватанья, для жениха и его семьи это был весьма ответственный момент: от него нередко зависело, быть или не быть свадьбе. На смотрины ехали мать невесты, крестная мать, кто-нибудь из родственников, иногда подруга невесты. Приезжих интересовало все: какова постройка — крепка ли, была ли в доме мебель, посуда, чисто ли в доме; зажиточна ли семья: сколько и какой имела земли, сколько скота, имелось ли в доме в достаточном количестве зерна и муки и пр. За гостевой стол приезжие садились только в том случае, если все при осмотре понравилось. Но были и осложнения. Необходимым достатком обладала далеко не каждая семья. Нередко были случаи, когда осматриваемая сторона прибегала к явному обману: в дом жениха приносили вещи, взятые на время у соседей, или приводили во двор что-нибудь из чужого скота.
Если же все шло «по чину», то определялось время для проведения рукобитья, богомолья и сговора. В содержании этих этапов свадьбы не было единообразия. Но все же заметно, что по мере упрощения свадебного ритуала все три названные его части проводились одновременно. Перед богомольем жених и невеста шли в церковь, там священник их причащал, давал советы. По распространенному варианту события развивались следующим образом. Собирались в доме невесты ее ближайшие родственники и родственники жениха, обязательна присутствовали крестные с той и другой стороны. Зажигалась свеча перед иконой, молились.
Рукобитье сводилось к тому, что родители или крестные жениха и невесты брались за руки "крест на крест" и крепко их пожимали, руки при этом прикрывались шубной полой ,— все это означало, что договор о свадьбе вступал в силу.
На сговоре договаривались о дне свадьбы, о том, сколько будет гостей и кто, о расходах с каждой стороны.
Совершившийся сговор вносил существенные изменения в прежнюю регламентацию семейной жизни. В семье были заняты приготовлением к свадьбе. Девушка считалась теперь сговоренкой. Звание сговоренки требовало своих правил в поведении. Она должна была вести себя сдержанно, если была рада своей свадьбе, то не должна была этого показывать. Волосы заплетались в одну косу, так она должна была ходить до самой свадьбы. Ни в коем случае не простоволосой, а в платочке. Это связано с распространенным повернем о злом начале, заключенном в незакрытых женских волосах: они могут вызвать неурожай, падеж скота и прочие несчастья; простоволосость расценивалась в деревенском обществе и как признак вольного поведения. Тотчас после сговора невеста начинала причитать, и ее «вытье» происходило до самого отъезда свадебного поезда к венцу. Если девушка даже охотой шла замуж и радовалась, а все равно "вывыться" полагалось. "Не наплачешься за столом — наплачешься за столбом" — гласит пословица.
Опасаясь "сглазу", сговоренка старалась поменьше показываться на улице.
Надо было оберегаться "погуленки", так называли девушек с которыми парни гуляли, а женились на других, они прибегали к разного рода заговорам, могли навести любую «порчу» на жениха или невесту, пользуясь услугами колдунов.
Важнейшей заботой сговоренки было приданое. Надо было приготовить себе свадебную одежду - предусмотреть, что подарить жениху, его родителям и родственникам. Готовить приданое сговоренке помогали ее подруги, лишний раз своим участием напоминая ей о скором расставании с "волей девичьей".
Содержание приданого зависело, конечно, от достатка семьи. Из одежды в состоятельной семье в приданое входило: шубники, праздничная и будничная одежда, половики, полотно (чем больше, чем лучше), летняя, осенняя, зимняя одежда. Особенно занимала невесту подготовка постели, в нее входило одеяло, три-четыре подушки (позднее и перина), непременно вышитый подзор (им занавешивалась кровать до пола) и пр. По правилам свадебного обряда невеста должна была сшить жениху верхнюю и нижнюю рубашки и кальсоны, которые передавала ему или она сама или ее подруга. Распространен был обычай осмотра приданого женщинами-односельчанками, придирчиво оценивались добротность предметов и их эстетические качества — красота и тщательность вышивок и вязание кружев. К положенному сроку заканчивалось приготовление "сундука". Наступило время последнего обрядового вечера невесты в доме родителей — девичника.
Продолжение следует....