Интервал между буквами (Кернинг):
Часть 27. ПОВИТУХА.
Сегодня рассказ о женщине, принимавшей роды у русских крестьянок. Её называли повивальной бабкой, повитухой, а ещё бабкой-пупорезкой. А еще говорили так: "Бабка повивальная - в деревне всем родня дальняя!"
В деревнях и сёлах повитуха пользовалась всеобщим уважением, ведь от неё во многом зависела судьба новорождённого и роженицы. Как правило, это была уже не молодая женщина достойного поведения. Девушка или бездетная женщина повитухой быть не могла.
Когда наступал момент родов, посылали за повитухой. И её приглашение носило ритуальный характер - обычно муж роженицы приходил к её дому, стараясь быть незамеченным соседями - дабы не сглазили. О цели своего визита мужчина выражался иносказательно, не произнося самого слова "роды", мол нездоровится жене... Отказ повитухи в помощи считался непростительным грехом.
В обязанности повитухи входил не только прием родов. Она старалась минимизировать мучения роженицы, водила по комнате, мяла ей живот, опрыскивала заговоренной водой, окуривала её ритуальным дымом, развязывала на её одежде все узлы, открывала двери, сундуки и даже печную трубу. По древним поверьям, все эти действа должны были ускорить роды и облегчить муки роженицы.
Здоровье малыша и молодой матери во многом зависели от повитухи. Если ребенок находился в неправильном положении - шёл ножками вперёд, то она пыталась руками исправить это. Если поменять положение малыша не удавалось, то переходили к более радикальным мерам. Например, роженицу подвешивали за ноги к потолочной балке в избе.
Наконец, когда муки родов позади, повитуха перевязывала пуповину младенца. Причём девочке её отрезали на веретене, прялочном донце или челноке от ткацкого станка, а мальчику - на топоре или другом предмете, отражающем половую принадлежность мальчика.
После родов следовало "похоронить", закопать в землю детское место, этим тоже занималась повитуха. Часто место захоронения выбирали в зависимости от пола новорожденного: если мальчик, то зарывали во дворе, где стоит лошадь, если девочка - то у ворот двора.
Когда роженица благополучно разрешалась от бремени, повитуха не сразу покидала ее. Она находилась рядом не менее трех суток. Более того, "бабка" вместо мамочки выполняла домашнюю работу - готовила обед, доила коров, убирала избу. Ведь у только что родившей женщины на это просто не хватало сил.
За проделанную работу повитуху полагалось "одарить". Это могли быть предметы, участвовавшие в очистительном обряде (мыло и полотенце), хлеб, одежда, отрезы ткани, а ближе к концу XIX века - деньги.
Когда наступало время крестин, не последнюю роль в обряде играла повивальная бабка. Она купала и пеленала младенца до крещения, давала напутствие родителям и крёстным, с ней могли советовались об имени ребенка.
Но бывало и так, что ребёнок рождался очень слабым, шансов на выживание было мало. Тогда повитуха могла крестить его самостоятельно: она трижды поливала его водой со словами: "Во имя Отца, во имя Сына, во имя Святого Духа. Аминь".
В народе сложилось представление, что между повитухой и принятыми ею малышами, на всю жизнь устанавливались близкие духовные связи. Считалось, что повивальная бабка, наряду с родителями, несла ответственность за них. Она принимала участие в важных событиях жизни этих детей: присутствовала на свадьбах и проводах в армию.
А ещё в честь повитух проводили особый праздник под названием "Бабьи каши", отмечался он 8 января, на второй день от Рождества. В дом к повивальной бабке приходили родители детей, которых она принимала, приносили подарки и угощение. А после все вместе трапезничали ритуальной кашей. Таким образом, женщины деревни выражали свою безмерную благодарность за оказанную им помощь в родах.