Любавичи - место поклонения хасидов.

Есть на Смоленщине небольшое село Любавичи. Находится оно в 80 километрах к западу от Смоленска и в 15 км от районного центра Рудня. На первый взгляд самое обыкновенное российское село. Но это только на первый взгляд.

                                           

Земли эти имеют богатейшую историю. В древние времена они входили в состав Киевской Руси. Здесь проходил знаменитый торговый путь "из варяг в греки", поэтому тут всегда шла бойкая международная торговля, действовала большая крещенская ярмарка, куда съезжались купцы из Руси, Прибалтики, Германии и даже Персии. В XIII веке эти территории перешли в состав Литвы, а затем Польши. Тогда-то и был основан небольшой польский городок Любавич.

В конце XV века в Польшу из Испании и других стран стали изгонять евреев. Некоторые из них поселились в Любавиче. Во время многолетней войны России с Речью Посполитой Любавич переходил из рук в руки, но в 1667 году по Андруссовскому перемирию Любавич остался на стороне Польши.  

В XVIII веке Польша ослабела и произошел раздел ее владений между Россией, Пруссией и Австрией. Многие земли перешли к России, в том числе Любавич в составе Могилевской губернии. Здесь проходила черта оседлости, за которой запрещалось селиться иудеям. Поэтому в этом большом селе жили, главным образом, евреи, занимавшиеся ремеслом, торговлей и льноводством. В Любавиче было 94 торговых лавки, из которых 53 были бакалейными, а из ремесел популярными были кожевенное, шитье сапог, столярное дело, изготовление кошерных продуктов питания.

В начале XIX века жизнь в Любавиче совершила крутой поворот. Здесь поселились представители еврейского религиозно-мистического учения Хабад. Это течение в иудаизме появилось на столетие раньше и было протестом простых евреев против официального иудаизма.

Сам термин Хабад является аббревиатурой трёх слов на идише: мудрость, понимание, познание. Последователей Хабада стали называть "хасидами", т.е. благочестивыми, а сам "хасидизм" - учением о благочестии. Популярность хасидизма росла и к концу XIX века хасидами была уже половина евреев. Так Любавич стал главным центром самого многочисленного направления в иудаизме. На протяжении 102 лет здесь была резиденция еврейских духовных пастырей - ребе. 

Раввин, философ и писатель Шнеур Залман, обучавшийся в детстве в Любавиче, был одним из основателей этого нового религиозного учения. Это был незаурядный проповедник, пользующийся колоссальным уважением и влиянием. В 1812 году Шнеур Залман организовал сеть добровольных еврейских разведчиков, которые помогали российским войскам. Он обратился к еврейскому населению и призвал оказывать сопротивление французам.

У Шнеур Залмана было трое сыновей, которые стали его учениками. Все они жили и умерли в Любавичах. Самым знаменитым из сыновей был Дов Бер, ставший после смерти отца главой хасидов. Дов Бер начал свою деятельность в Любавиче с того, что организовал в 1814 году комитет по оказанию помощи пострадавшим в годы войны. Дов Бер помогал жителям восстанавливать разрушенные жилища и разграбленные хозяйства. После его смерти Хабад возглавил зять Дов Бера и внук Шнеур Залмана - Менахем Мендель бен Шалом Шахна Шнеерсон. 

С тех пор (и до настоящего времени) представители этой фамилии становились Любавичскими ребе.  В Любавиче хасиды получали прекрасное образование. Библиотека Шнеерсона насчитывала десятки тысяч томов книг и многие сотни религиозных рукописей. В конце XIX века здесь было 4 еврейских школы, богадельня, еврейский театр, 5 молитвенных домов, постоялые дворы для паломников - евреев со всего мира. 

Все это самым удивительным образом уживалось с традициями и жизненным укладом русского населения села. Православная церковь Успения Богородицы XVIII века до сих пор стоит рядом с резиденцией Любавичских ребе.

Пятый представитель династий Шнеерсона ребе Шолом Довбер в 1897 году открыл в Любавиче специальную хасидскую ешиву (высшую школу), где обучалось много молодых людей из разных концов России. По его инициативе издавались журналы для детей.

Жизнь в Любавиче "била ключом", когда началась первая мировая война. В 1915 году фронт оказался рядом и немецкие войска стали реально угрожать селу и Хабаду. И тогда Шолом Довбер принял решение покинуть столетнюю резиденцию хасидов и переехать в Ростов-на -Дону, а оттуда в Польшу и США. С этого начался упадок Любавича.

В 1918 году была ликвидирована любавичская ешива. Не помогло даже заступничество писателя В.Г. Короленко, который лично обращался к А.М.Горькому с просьбой выслушать Любавичского ребе и не закрывать ешиву. Здание ешивы отдали местным пионерам. Количество хасидов и просто евреев в Любавиче сокращалось. Вскоре Любавич превратился в Любавичи - самое заурядное село. Вот как описывал этот период Американский Историк Мерл Фейнсод в книге "Смоленск под властью Советов": "До революции экономика местечка Любавичи зиждилась на двух китах: лён и ребе. Здесь был значительный центр по заготовке льна, который тут же разрабатывался и отправлялся на железную дорогу. Являясь резиденцией знаменитого ребе Шнеерсона и центром хасидизма, в местечко Любавичи ежедневно стекались со всех концов хасиды, в том числе немало купцов, которые обслуживались местным населением. Империалистическая и гражданская война подорвали экономические "устои" местечка. Лён на базарах не появлялся. Хасидское гнездо разрушено. Большинство населения лишилось прежних источников существования. Началось обнищание населения ... "

В годы Великой Отечественной войны Любавичи были оккупированы гитлеровцами. Женщины, старики и дети, не успевшие эвакуироваться, попали в руки захватчиков. С немыслимой жестокостью нацисты истребили всё еврейское население этих мест. В одном из братских кладбищ в Любавичах покоится более 500 евреев. После войны никто из уцелевших евреев сюда уже не вернулся: слишком тяжела была память о случившемся ...

В наше время число хасидов во всем мире превысило 12 миллионов человек. Штаб-квартира международного Любавичского движения "Агудас Хасидей Хабад" находится теперь в Нью-Йорке в Бруклине. Однако тысячи людей ищут возможность совершить паломничество в смоленские Любавичи, чтобы помолиться у святых могил, чудом уцелевших на старом сельском кладбище. В 1987 году в Любавичах впервые с 1915 года появились паломники, одетые в традиционные черные одежды. А в 1990 году была предпринята попытка возродить в Любавичах хасидский центр. Планы тогда были грандиозные: за счёт средств зарубежных хасидов предполагалось построить здание музея, жилые дома, пункты питания и торговли, дороги, мясоконсервный завод для производства кошерных продуктов, несколько откормочных цехов крупного рогатого скота и даже небольшую типографию для издания книги "Тания" с описанием учения Хабад. Однако всем эти мечтам не суждено было сбыться.

Ныне в Любавичи часто приезжают паломники и энтузиасты. Их силами на старом еврейском кладбище в Любавичах построен молельный дом, в котором находятся могилы первых Любавичских ребе. Здесь читаются молитвы и зажигаются свечи. Восстановлено также подворье Любавичских ребе. 

           






























 

 

МБУК Руднянский исторический музей

Тел.: +7 (48141) 4-22-41
Электронная почта: muzeum2014@yandex.ru


Анонсы мероприятий и 

выставок

декабрь










 



 

 

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Руднянский исторический музей», 2017

 

Web-canape — создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика

Главная | Карта сайта | Интернет-приемная

Адрес: 216790, Смоленская обл., г.Рудня, ул.Киреева, д.48-а
Телефон: +7 (48141) 4-22-41
E-mail: muzeum2014@yandex.ru