Художники Руднянского района

МОЗАЛЕВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ 

Родился в 1910 году в Рудне. Учился в Витебском художественном училище. Когда началась коллективизация, вернулся в родные края, где работал заведующим избой-читальней. Вскоре после начала войны квартира Мозалевых в Рудне стала местом явок партизан и подпольщиков. Гестаповцам удалось выследить и арестовать Анну Сергеевну и Александра Петровича. Его жестоко пытали, дважды водили на расстрел. Не добившись от мужественного патриота ни слова признания, фашисты бросили его в концлагерь, находившийся в поселке Гранки, а потом перевели в витебский концлагерь, откуда художник был вызволен в мае 1944 года на ступавшими советскими войсками. После освобождения Александр Петрович становится солдатом, с боями прошел до Вильнюса, где был тяжело ранен.

Творчество А.П.Мозалева широко известно не только в нашей стране. Его работы экспонировались на международных выставках в Англии, Франции, Канаде, Румынии, Польше, Финляндии.

Бывший студент Ленинградского института пролетарского искусства, ученик таких крупных советских художников, как М.Греков, К.Юон, Д.Кардовский, Александр Петрович в свою очередь, преподавая в художественных институтах и училищах Белоруссии, воспитал плеяду талантливых живописцев и графиков, занимающих ныне ведущее положение в изобразительном искусстве братской республики.

Произведения А.П.Мозалева отражают двадцатипятилетний творческий путь художника. Такие его живописные работы, как тематическое полотно «После схода», посвященное коллективизации в деревне, «В партизанском штабе», «Минск. Площадь Победы», « Трамвайный парк». В разделе графики представлены листы, выполненные карандашом, тушью, углем, черной акварелью. Мужеством и суровостью веет от этих работ, тема которых - партизанское движение в годы войны. И, напротив, - художник мягок, лиричен, когда изображает родной деревенский край, мирный труд крестьян - земляков, показывает красоту и очарование русской природы. Во всех произведениях А.П.Мозалева высокое профессиональное мастерство сочетается с гражданским темпераментом художника, с чувством огромной любви к Родине и людям, живущим на ее просторах.

     


КОСМАЧЕВ КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ 

Родился в 1911 году в селе Микулино. Могло статься и так, что именно красота и своеобразие природы родного села предопределили будущее вдумчивого и впечатлительного паренька Кости Космачева. Во всяком случае рисовать он стал очень рано. Рисовал живописные микулинские холмы, морозные узоры с оконных стекол, солнечный закат над озером ... Рисовал углем, мелом, карандашом - чем придется.

Его отец, умный, трудолюбивый человек Михаил Космачев не препятствовал увлечению сына. Более того, уже в трудном 1919 году он посылает сына на учебу в Рудню, в только что открывшуюся школу 11-й ступени.

По окончании девятилетки Константин Космачев, так и не оставивший своих детских увлечений, поступает в Витебский художественный техникум, по окончании которого становится художником-профессионалом. Незадолго до войны молодого способного художника направляют в столицу Белоруссии  г.Минск на двухгодичные курсы повышения квалификации. Уже в предвоенные годы он пишет несколько картин, которые обратили на себя внимание. Так, картина «Подпольная типография» была написана в 1940 году, сразу же после воссоединения с Родиной Западной Белоруссии. В ней взволнованно, правдиво показана борьба белорусского народа против господства белопанской Польши. А за этой картиной, полной напряжения и динамизма, мы видим другую, которую художник назвал просто «Дивчина» - гимн жизни, красоте, молодости ...

... В первый же день войны Константин Михайлович добровольцем уходит на фронт. Но в одном из боев он получил тяжелую контузию и вынужден был демобилизоваться из армии. Сразу же после освобождения Минска художник возвращается туда, становится преподавателем художественного училища, а затем художественно-театрального института.

Изо дня в день быстро подымалась из руин и еще краше расцветала наша страна. Полного расцвета в послевоенные годы достигает и творчество художника. Оно становится более полнокровным, мастерским, более широким по замыслу и форме исполнения. Если в картине «Русские пришли» он все еще остается верным тематике только что минувшей войны, то полотно «На пасеке» посвящается уже сугубо мирной жизни: здесь запечатлен кульминационный момент в будничном труде пчеловода - медосбор.

Художник в эти годы частенько наезжает в родное село, зорко всматривается в перемены, которые происходят в жизни крестьянина, по-своему отображает их. С каждым днем, например, становилось все более ясно, что на смену лошади приходит трактор. И художник пишет картину «Свозят конюшню».

Одну из своих работ он целиком посвящает родному селу. Это лирический пейзаж, где древний микулинский холм смотрится через озеро, со стороны деревни Заборье.

Даже трудно назвать темы, к которым не обратился бы пытливый взор художника. То он возвращается к истории нашей Родины, пишет ее священные руины: Мирский и Несвижский замки, Древние храмы Москвы, Пскова и других городов,  то работает над триптихом «Речицкая лиричная», который посвятил труду, отдыху, духовному миру современной молодежи.

Особое место в творчестве художника занимает ленинская тематика. К ней пришел он уже после войны, в полном расцвете творческих сил.

Как и многих других мастеров кисти, его прежде всего привлекает период жизни вождя накануне революции - пребывание Ленина в Разливе - первая картина художника (1948 год) так и называется «Ленин в Разливе». Она изображает вождя склонившимся над рукописью, глубоко задумавшимся.

Затем один за другим последовали несколько вариантов картины «Накануне», которые также посвящены пребыванию Ленина в Разливе. Лучший из этих вариантов, фотокопию которого мы воспроизводим сегодня на странице газеты, хранится в Государственной Третьяковской галерее. Этой работе близко по замыслу и тематике еще одно полотно художника - «Заря».

В 1962 году Константин Михайлович завершил триптих «Незабываемое», где в художественной форме отобразил известный исторический факт - приезд В И.Ленина в августе 1920 года в Бельский уезд Смоленской губернии.

К столетию со дня рождения вождя художник пишет картину: «Клятва. Утро XX века». В ней нашел свое художественное воплощение еще ​​один исторический факт - обычай шушенских ссыльных во главе с Ильичем ежедневно совместно встречать восход солнца, как бы давая клятву на верность делу революции...

Заслуженный художник Белоруссии.

     


МУЗЫКАНТОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ

Родился в 1952 году в д.Бушки Лиозненского района.

Учился в Бобруйском художественном училище. Художник - декоратор.

1974г. - Конкурс карикатуристов журнале «Клуб художественной самодеятельности».

1977г. - Начал печататься в газете «Труд», занял 3 место. 1978г. - Два вторых места в газете «Труд» и журнале «Клуб художественной самодеятельности».

Печатался в белорусских изданиях, латвийской и польской печати и в других странах.

Попал в анталогию мировой карикатуры 20 века г.Габрово, 1978г. (Отобрали работы в журнал «Вожик»).

Также печатался в «Комсомольской правде», «Труд», в областных изданиях.

     


МЛОДИКОВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА

Родилась в 1967 г. в д.Селивоненки Руднянского района Смоленской области. 

1974-1984 гг. - Закончила Руднянскую среднюю школу №2. 1984-1986 гг. - СПТУ-17 «В.Днепровски».

1986-1987 гг. - Учитель ИЗО, черчения в РСШ №1. 1987-1992 гг. - Смоленский педагогический институт им.К.Маркса, художественно- графический факультет.

Дипломная работа на кафедре живописи. Пейзаж 22 работы в технике «сухая кисть». Основной жанр - пейзаж.

Член Международного художественного фонда. Преподает в Руднянской детской школе искусств.

 

       


ЧЕРТОВИЧ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Родился 1 марта 1946 года в д. Цегельня Руднянского района Смоленской области.

Художник. Заслуженный деятель искусств Беларуси (1992), лауреат премии ЛКСМБ (1978).

В 1971 году окончил ВГИК, с этого же года художник киностудии «Беларусьфильм».

С 1971 — участник худ. выставок.

Фильмография: т/ф «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова» (1971), «Веселый калейдоскоп» (1974), «Надежный человек»; аним. «Квака-задавака» (оба — 1975); «Венок сонетов» (1976), к/м «Волки» (1977, в к/а «В профиль и анфас»),  «Встреча в конце зимы» (1978), «Дикая охота короля Стаха» (1979),  «Половодье» (1980), т/ф «Затишье» (1981), «Сад» (1983), «Осенний подарок фей», т/ф «Рыжий, честный, влюбленный» (оба — 1984), «Отступник» (1987), «Все кого-нибудь любят... » (1988), «Высокая кровь» (1989, совм. с др.), «Ночь при дороге» (1991), «Игра воображения» (1995), к/м «Охота жить», «Падение вверх» (оба — 1998), «В августе 44-го...» (2000), «Свежина с салютом» (2001), «Между жизнью и смертью» (2002), «Вам — задание», т/с «На безымянной высоте» (оба — 2004) и др. 

 

МБУК Руднянский исторический музей

Тел.: +7 (48141) 4-22-41
Электронная почта: muzeum2014@yandex.ru


Анонсы мероприятий и 

выставок

июль










 



 

 

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Руднянский исторический музей», 2017

 

Web-canape — создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика

Главная | Карта сайта | Интернет-приемная

Адрес: 216790, Смоленская обл., г.Рудня, ул.Киреева, д.48-а
Телефон: +7 (48141) 4-22-41
E-mail: muzeum2014@yandex.ru